Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Лукашенко пересек красную линию в отношениях с Россией». Политолог о том, почему лидер Белоруссии фактически проиграл выборы

Редакция «ФедералПресс» / Михаил Белый
Москва
10 АВГУСТА, 2020

Смирнов Сергей Олегович

политика
Ростовская область

Действующий президент Белоруссии Александр Лукашенко, по предварительным данным, набирает на выборах главы государства в республике 80,23%, сообщила в понедельник, 10 августа, глава ЦИК Лидия Ермошина. На втором месте кандидат Светлана Тихановская с 9,9%. Выборы президента Белоруссии состоялись накануне, 9 августа. После закрытия участков в Минске начались массовые беспорядки, продолжавшиеся до утра, в результате которых есть задержанные. Силовики для разгона митингующих использовали светошумовые гранаты, водометы, по некоторым данным, резиновые пули и слезоточивый газ. МВД Белоруссии пока не сообщает число задержанных и пострадавших в результате разгона протестующих. О том, почему «кейс Лукашенко» должен войти в учебники по политттехнологиям как пример неудачного ведения кампании – в авторской колонке генерального директора фонда «Прикладная политология» Сергея Смирнова:

«Про политические ошибки и просчеты последнего времени Александра Лукашенко не писал только ленивый политолог. Я же, как политтехнолог, попробую обсудить его технологические ошибки на этих президентских выборах.

Его первая и самая главная ошибка – запредельно высокий и абсолютно нереальный результат. В него не поверит никто, ни в России, ни на Западе, ни белорусская оппозиция, ни даже сами сторонники Лукашенко. В нынешней ситуации гораздо правдоподобнее была бы победа во втором туре (как это было на президентских выборах в России в 1996 году), тем более, что весь оппозиционный электорат задолго до дня голосования был консолидирован вокруг Тихановской. В крайнем случае – в первом с результатом не выше 60%.

Вторая ошибка – снятие с выборов основных соперников, особенно через уголовные дела. Даже если для этого были основания, то делать это надо было задолго до выборов. Иначе все справедливо будут считать, что это просто повод для устранения соперников.

Третья ошибка – запредельно высокий процент досрочно проголосовавших. К досрочному голосованию и его результатам все и всегда относятся крайне скептически, если не сказать жестче – подозрительнее. В разгар пандемии коронавирусной инфекции это можно было бы объяснить мерами предосторожности, но сейчас это воспринимается лишь как использование административного ресурса, когда многочисленные бюджетники голосуют «под присмотром» своих начальников.

Четвертая технологическая ошибка Лукашенко - это его попытка получить симпатии националистически настроенных избирателей Минска и западных областей за счет антироссийской риторики и провокаций вроде ареста так называемых «вагнеровцев». Такие «повороты» если и делать, то по-другому и задолго до выборов. А так Александр Лукашенко «чужие» голоса не получил, а часть «своих» потерял.

Еще одна ошибка Лукашенко: все, что касалось выборов или имело хоть малейшее отношение к ним, озвучивал и комментировал сам, вместо того, чтобы делать это устами других людей. Например, уже упоминавшуюся скандальную историю с задержанием трех десятков россиян мог и должен был комментировать глава белорусского КГБ. А сам Лукашенко в дальнейшем мог бы откреститься от слов и даже действий своего излишне ретивого подчиненного и тем самым не пересекать красную линию в отношениях с Россией.

Хотя действия белорусских силовиков могли бы быть более аккуратными и выглядеть более легитимными. Например, когда аресты оппозиционеров на улицах Минска проводятся сотрудниками силовых ведомств в штатском, это слишком напоминает действия печально знаменитых «эскадронов смерти».

Этот список можно было бы еще долго продолжать, но и вышеперечисленного достаточно, чтобы нынешние президентские выборы Александра Лукашенко были примером того, как нельзя делать».

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY