Редакция «ФедералПресс» / Михаил Белый
Москва
27 ОКТЯБРЯ, 2020
Премьер-министр Японии Есихидэ Суга заявил, что намерен поставить точку в территориальном вопросе с Россией. Токио по-прежнему претендует на острова Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи, считая их своими «северными территориями». По заявлению нового премьера, «не откладывая проблему северных территорий будущему поколению, необходимо поставить в ней точку». «…Мы нацелены на всеобъемлющее развитие японо-российских отношений, в том числе по заключению мирного договора», – сказал Суга, выступая в парламенте. При этом предшественник Суги Синдзо Абэ продвигал диалог с Россией. Позднее он даже отошел от курса Японии, который заключался в требовании возврата четырех островов, согласившись вести с Москвой переговоры на основе Совместной советско-японской декларации. В ней речь шла только о двух островах – Хабомаи и Шикотане. Удастся ли Токио добиться цели и вернуть острова – в авторской колонке главы Центра урегулирования социальных конфликтов Олега Иванова:
«На самом деле ничего нового от японской стороны мы не услышали. Курс на возврат Курил – это то, о чем должен заявить перед своим народом каждый уважающий себя премьер-министр Японии. Примерно так же, как, полагаю, теперь каждый президент Украины будет заявлять в качестве своей приоритетной цели возврат Крыма и Донбасса. То есть это скорее некое заявление ради заявления, абсолютно популистское обещание, которое априори не может быть выполнено. Такое обещание нацелено на внутреннюю аудиторию, носит исключительно внутриполитический характер.
Японцы продолжают цепляться за отсутствие между Россией и Японией формального мирного договора и надеются заключить его с возвратом по меньшей мере двух Курильских островов из четырех. Москва же ссылается на Советско-японскую декларацию 1956 года, согласно которой любые территориальные переговоры между сторонами возможны только после заключения мирного договора.
В нынешних условиях, после внесения поправок в Конституцию РФ о неотчуждаемости российских территорий, возврат Японии одного или нескольких островов правовыми методами невозможен. Кроме того, эта тема стала важной частью и российской внутренней политики еще до внесения поправок в Конституцию, когда пошли разговоры о возможных уступках Японии, что для нашего общества, очень трепетно относящегося к вопросам территориальной целостности, конечно, неприемлемо.
Курильские острова принадлежат России по праву как победителю во Второй мировой войне, и все страны, за исключением США, с этим согласны.
Думаю, что Россия и Япония могут эффективно сотрудничать на островах, совместно использовать эти территории в экономическом плане, Россия может предоставлять какие-то преференции Японии и японским компаниям за инвестирование и развитие инфраструктуры Курил. Однако тут российским властям надо быть осторожными, чтобы через японское экономическое влияние и градообразующие проекты не допустить политической интервенции, которая могла бы в будущем способствовать возникновению сепаратистских настроений на островах».
Фото: пресс-служба Минприроды России