Редакция «ФедералПресс» / Михаил Белый
Москва
23 НОЯБРЯ, 2020
Пандемия коронавирусной инфекции стала серьезным вызовом не только для отечественной системы здравоохранения. Эпидемия нанесла мощный удар по национальной экономике – многие отрасли фактически рухнули, официальный уровень безработицы в регионах вырос в несколько раз. При этом пока света в конце тоннеля не наблюдается – население продолжает беднеть. Почему новая угроза рискует оставить многих россиян без доходов – в авторской колонке политолога Алексея Климовского:
«Отнюдь не праздным сегодня является вопрос о состоянии российской экономики и ее перспективах на фоне второй волны коронавируса и общемирового экономического спада. Как известно, кумулятивный рост экономики России с 2013 по 2019 год составил всего лишь 5 %, в то время как мировая экономика выросла в среднем на 23 %. Уже эти данные не могут внушать оптимизма, а ведь в 2020 году неизбежное влияние окажут: сам коронавирус, повсеместно введенные ограничения, а также связанное со всем этим снижение спроса и цен на углеводородные ресурсы.
Минэкономразвития ожидает падения российского ВВП за 2020 год на 4 %, Европейский банк реконструкции и развития – на 4,5 %, а Центр развития НИУ ВШЭ – на 4,2 %. Последний, кстати говоря, также зафиксировал во второй половине года рекордный спад покупательной способности населения. В итоге мы имеем экономический спад, стремительное обесценивание рубля (за последние три года он подешевел на 30 % даже по сравнению с украинской гривной) и снижение доходов граждан.
А ведь, кроме этого, и огромную дыру в бюджете размером в 4–4,5 триллиона рублей нужно как-то закрывать. Правительство вынуждено наращивать налоговую нагрузку на бизнес и граждан: в прошлом году увеличили НДС, в этом – НДФЛ и налог на добычу полезных ископаемых. Год от года растет и собираемость налогов, но и этого не хватает, чтобы латать дыры в бюджетах всех уровней. Поэтому российский госдолг в 2020 году планируется нарастить на 4,7 триллиона рублей. У долгов один недостаток – их рано или поздно придется выплачивать (если ты не правительство США, конечно).
Судя по курсу рубля и заявлениям первых лиц, также было решено прибегнуть и к последнему средству – инфляции и ослаблению национальной валюты, так называемому налогу на бедность. Этот ход позволит увеличить выручку от экспорта углеводородов и «напечатать» примерно 833 миллиарда рублей, чтобы свести концы с концами. Бюджету, но не россиянам.
Существующих резервов (ФНБ) размером в 177,6 млрд долларов, по признанию министра финансов Силуанова, должно хватить на три года. Ранее он заявлял о шести годах, но, похоже, ситуация изменилась. Но не изменится ли она еще раз – скажем, с трех до двух лет выживания на резервах? Будем надеяться, что нет.
Надежда сейчас только на возобновление роста мировой экономики и восстановление спроса на ресурсы к 2022 году».
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева