Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Эксперт объяснил, почему в России не выйдет сократить чиновников. «Получим обратный результат»

Редакция «ФедералПресс» / Михаил Белый
Москва
17 НОЯБРЯ, 2020

Игнатовский Ярослав

Политология и политтехнологии
Москва

Премьер-министр Михаил Мишустин объявил о начале оптимизации штата в органах исполнительной власти. Количество должностей для чиновников сократят, объявил он накануне на совещании с вице-премьерами. Реформа начнется 1 января и продлится три месяца. По мнению Мишустина, откладывать реформу больше нельзя: «Важно быстро и качественно настроить систему государственного управления, как и поручал президент. Поэтому предлагаю начать оптимизацию системы управления с 1 января и не растягивать, а провести ее за три месяца, до 1 апреля». О том, почему реформа рискует обернуться обратным эффектом – в авторской колонке главы аналитического центра «Политген» Ярослава Игнатовского.

Период реформ государственного управления, начатый поправками в Конституцию, продолжается, и теперь изменения коснутся федеральных и региональных органов исполнительной власти, в которых планируется сократить 5–10 % от штата.

Казалось бы, хорошая идея, направленная на оптимизацию управленческого процесса, да еще и люди будут рады сокращению количества чиновников. Однако здесь не все так однозначно, потому что, как правило, хромает именно реализация подобных инициатив.

Во-первых, возникает вопрос о том, кого сократят, а кого оставят. Зная особенности работы системы госуправления в России, становится понятно, что «уйдут» тех, кто доставляет больше проблем, например, чаще высказывает несогласие с принимаемыми решениями. И вот нет уверенности в том, что оставшиеся лояльные чиновники будут работать эффективнее. Здесь все-таки качество важнее количества.

Во-вторых, все помнят о русской смекалке и желании обойти любой закон. Так вот и решение о сокращении количества чиновников вряд ли станет исключением. В регионах, да и на федеральном уровне, конечно, будут формально выгонять чиновников, а на деле будут сразу устраивать их в разные компании, корпорации, подведомственные ФГУПы и ОГУПы на ту же зарплату. Даже еще более бессмысленной эта затея станет, если под сокращенных чиновников будут создавать различные Центры или Агентства при правительствах и министерствах, которые могут дублировать некоторые обязанности «слуг народа».

В итоге мы рискуем получить обратный результат– еще более неповоротливую и громоздкую систему, которая будет еще больше тормозить процессы принятия и реализации управленческих решений. К сожалению, именно так у нас подчас заканчиваются проекты по оптимизации чего бы то ни было, стоит вспомнить хотя бы многострадальную оптимизацию системы здравоохранения. Провал осуществленных реформ был признан еще в прошлом году, однако настоящее ее состояние обнажила пандемия коронавируса, к которой отечественная медицина оказалась не готова. Так и с новой оптимизацией: не хотелось бы через несколько лет столкнуться с нехваткой профессиональных кадров в государственном управлении или заклинившей системой принятия решений, на деоптимизацию которой пришлось бы выделять дополнительные ресурсы.

Настоящую же оптимизацию госуправления стоило бы начинать с повышения качества и профессионализма работы чиновников, их эффективности и производительности, а также с налаживания автоматизации процессов.

Фото:ФедералПресс / Полина Зиновьева