Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Общественник рассказал о причинах подросткового суицида: «Детей заманивают в некую игру»

Редакция «ФедералПресс» / Оксана Дякина
Москва
12 ФЕВРАЛЯ, 2021

Шаркович Юрий Александрович

Безопасность
Москва

В России вновь участились случаи суицида и попытки сведения счетов с жизнью среди детей. В Челябинской области только за две недели зафиксировано пять подростковых суицидов. В Москве в одной из квартир три школьницы пытались совершить групповой уход из жизни, их спас сосед. Известно, что девочки были фанатками аниме. Почему подростки решаются на суицид и кто провоцирует их на это, «ФедералПресс» рассказал лидер общественного движения «Гражданин» Юрий Шаркович:

С помощью систем мониторинга мы выяснили, что за последнее время объемы музыки и корейской поп-культуры в сети выросли в четыре раза. Причем этот контент распространяется таргетировано на сообщества и страницы, которые имеют определенную возрастную категорию – от 9 до 17 лет. Мы видим в даркнете запросы на бот-поддержку. Это когда фейковые боты развивают новость за счет комментариев и репостов.

Идут массовые заказы на проявление депрессивных состояний, жестокости и трансляцию суицида. Наши группы мониторинга отметили подготовительный этап двухнедельной давности — большое количество сообщений о суицидах лидеров мнений в странах Востока и Запада. Речь идет о средних по охвату блогерах-«стотысячниках», спортсменах, актерах, рэперах, которые известны в молодежной поп-культуре. Это рождает определенный подсознательный настрой в неокрепшем сознании ребенка, который получает информацию из соцсетей.

«В Контакте» активно противодействует этому контенту, но в отношении остальных соцсетей этого сказать нельзя. Тот же Телеграм в основных пабликах развлечений транслирует видео с негативной тематикой — драки, убийства, изнасилования, бедность на грани смерти. Эти визуальные изображения вводят в депрессивное состояние.

В «Тиктоке» существуют возрастные ограничения, которые дети спокойно обходят при регистрации. В итоге там сидят в том числе шести- и семилетние. Они смотрят порно и драки, а также снаффвидео (особой жестокости). Администрация соцсети их блокирует, но не быстро.

«Фейсбук» в этом плане относится серьезнее к модерации контента. Но пользовательское соглашение и авторские права на некоторый контент не позволяет его блокировать. Это депрессивная музыка, различные аниме и фрагменты видео, направленные на создание депрессивного состояния. Хотя, например, наши посты, касающиеся предостережения подобного контента в соцсетях, проходят жесткую модерацию. Мы должны ставить возрастные маркировки, прописывать цели и задачи. То есть инструменты профилактики модерируются тщательнее, чем способы донесения депрессивной информации.

Кроме того, можно смело говорить, что даркнет является хорошо развитой и проработанной по интерфейсу оболочкой коммуникаций. Несколько лет назад он был доступен лишь людям, которые разбираются в информационных технологиях. А сейчас отдельные месенджеры, разные групповые чаты доступны и подросткам. И мы фиксируем рост ухода в эти направления. В даркнете есть некая биржа, где выставляются определенные лоты на противозаконные действия, от покупки каких-то вещей до предоставления инструкций по поведению. Есть определенные уровни доступа на основании рейтинга участников. Игровая методика используется во всех этих направлениях. На подростков влияет эффект дозволенности. Взрослые их ограничивают, а такие игровые практики паразитируют на снятии запретов.

Как противостоять этому? Некоторые родители считают, что не надо давать ребенку телефон. Но, на мой взгляд, в цифровом мире полностью ограничить ребенка не эффективно. В первую очередь рекомендую родителям и опекунам стать друзьями ребенку в реальной жизни и виртуальном пространстве. Надо подружиться с детьми через аккаунты в соцсетях, чтобы дополнительно их мониторить. Важно следить за статусом в аккаунте, через который дети проецируют свое эмоциональное состояние. Нужно понимать, что ребенок комментирует или «лайкает», отслеживать список его друзей. Должны вызывать интерес аккаунты с отсутствием фото или такие, где на аватарах или в ленте присутствует аниме или корейская поп-культура. Необязательно все они опасны, но стоит каждый такой аккаунт изучить. Музыка тоже является инструментом донесения депрессивного состояния. Ее надо прослушивать и понимать слова. Сейчас используется много жаргонов из «ТикТока», аниме, которые родителям непонятны. Рекомендую пообщаться с ребенком, чтобы понять смысл слов или поискать в сети. За каким-то словом может скрываться определенная игровая команда.

Мы также фиксируем рост селфхарма (самоповреждения). Если ребенок сообщает в статусе, что нанесение себе повреждений — это «единственный способ почувствовать себя живым» (я цитирую статусы), то это тревожный сигнал для родителей. Надо изучить статьи про это проявление. При этом ребенка ругать нельзя, надо его понять и обратиться к психологам, врачам, которые помогут.

У ребенка может быть дополнительное устройство — планшет, мобильный телефон, смартфон, старый ноутбук. Рекомендую родителям разобраться с настройками домашнего WiFi-роутера, чтобы определить, подключается ли к нему дополнительное устройство. Или пообщаться с родителями друзей, друзьями: видели ли они вашего ребенка с другим устройством.

В любом случае, если родители видят у ребенка признаки вовлеченности в какую-то деструктивную область, нужно оперативно реагировать. При необходимости обращаться в полицию. Важный момент: если ребенок пропал, сообщайте об этом сразу и как можно быстрее – полиция сразу начнет искать ребенка. То, что должно пройти три дня, – это миф.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева