Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Политолог: Соловьев помог уральцам осознать свою идентичность

Редакция «ФедералПресс» / Иван Богатырев
Свердловская область
23 МАЯ, 2022

Русаков Андрей Геннадьевич

Наука и образование, Политология и политтехнологии
Свердловская область

После выпада телеведущего Владимира Соловьева, назвавшего Екатеринбург «центром мерзотной либероты», уральцы внезапно осознали себя социокультурной общностью: против московского «агрессора» сплотились все – от простого свердловчанина до губернатора. Возможно ли превращение этой идентичности в целостную, объединяющую регион, идеологию и тиражирование ее на страну в целом, в беседе с «ФедералПресс» рассказал директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков:

«Региональная идентичность была свойственна свердловчанам всегда. Впервые в политической плоскости ее использовал Эдуард Россель, в том числе, в идее создания Уральской республики. Это не было сепаратизмом, как ошибочно предположил господин Соловьев, Россель прекрасно видел «красные линии». Он поднимал лишь вопрос равенства регионов. Стоит учесть, что это было во времена, когда Борис Ельцин говорил регионам: «Берите суверенитета столько, сколько сможете унести».

Так что негласно уральская идентичность существовала всегда. Однако упрекать за нее екатеринбуржецев я бы не стал – мы всегда чувствовали себя частью огромной страны, опорным краем державы. Контекст истории с Соловьевым с точки зрения уральцев выглядит так: «Москва вмешивается в наши внутренние дела, не понимая нашей уральской идентичности, мы сами разберемся». Впрочем, это не какая-то особенная история: подобная идентичность в той или иной степени присутствует в каждом регионе: ведь она складывается там, где люди живут поколениями.

А вот московская идентичность на сегодняшний день размыта. Это 15-миллионный город, экономический центр, куда едут отовсюду. Город мигрантов, куда люди стремятся за финансовыми возможностями. Вероятно, отсюда и возникает недопонимание.

Можно ли преобразовать региональную идентичность в общероссийскую идеологию? Подобная попытка, как уже говорилось, была предпринята при Ельцине под лозунгом: «Сильные регионы – сильная Россия». Однако в некоторых субъектах стремление к суверенитету перешло «красные линии» и привело к откровенному сепаратизму. Это вызывает совершенно понятные опасения федеральной власти. Но сегодня такое невозможно. Да и региональные элиты стали более воспитанными, пришли к мысли, что регионы должны осознать себя частью большой страны.

Уверен, что проведение спецоперации и наложенные на Россию санкции приведут к пересмотру идеологии в масштабах всей страны, осознанию себя нацией. Сейчас сложилась стрессовая ситуация, понимание того, что нам нужно куда-то прорываться. Это залог развития не только в экономическом, но и морально-этическом плане. Поэтому, думаю, мы на пороге создания новой российской идентичности, хотя пока непонятно, какой она будет.

Но то, что это произойдет – однозначно. Посмотрите на Иран: в условиях санкций там осознали ценность высшего образования и науки. И на сегодняшний день это конфессиональное исламское государство стало мировым чемпионом по объему инвестиций в образование. Аналогичным образом нам предстоит развить свои науку и образование, промышленность и экономику. Это новые вызовы, но и новые возможности».

Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова