Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Эксперт о ЕДГ: «Выборы прошли так, как будто мы живем в 2000 году»

Редакция «ФедералПресс» / Андрей Гусий
Краснодарский край
12 СЕНТЯБРЯ, 2022

Гусий Андрей Игоревич

СМИ и медиа
ЮФО

Закончилась кампания 2022 года, избирательные комиссии регионов подводят результаты. Краснодарский край и Северная Осетия выбирали региональные парламенты. Политический обозреватель «ФедералПресс» по регионам Южного и Северо-Кавказского федеральных округов Андрей Гусий о том, что срочно надо менять в политике субъектов:

«Много говорилось о том, что повестка у партий была одинаковая, не было поля для критики, а поэтому – такой результат у оппозиции. Все это называется – не признавать вину, когда и так все очевидно.

Если посмотреть на списки кандидатов, то значительная часть фамилий изначально не знакома не то что избирателям, но и тем, кто пристально следит за политикой в регионе. Эдакие фигуры даже не со скамейки запасных, а из шкафа, где стоит эта скамейка.

Еще при анализе только появившихся списков, конечно же, многие аналитики начали искать биографии и упоминания кандидатов. И даже некоторых действующих депутатов поисковая система не находила, что уж говорить о кандидатах, которых, судя по всему, знают только в их семьях.

И вот за пару месяцев до выборов появляется кандидат, за которого для победы должно проголосовать порядка сорока тысяч человек (все зависит от округа). Биографию его найти при всем желании нельзя, каких-либо новостей о событиях с его участием нет, да и баллотируется он не там, где живет. При этом активную кампанию он не ведет.

Невозможно в таких условиях создать за два месяца кандидата с широкой узнаваемостью, не на уровне некоторых организаций. А прям массовую, чтобы увидев его или его фамилию – люди самостоятельно шли на участки поддержать. История таких примеров не знает. Наверное, если бы баллотировался Сергей Галицкий, то Краснодарский край за него бы проголосовал единогласно, но он аполитичен.

И таких кандидатов было много – от всех партий. Поэтому решало не то, что скажет кандидат, какой у него рейтинг узнаваемости или критика властей. Решало, сколько партия сможет привести людей на участок, сколько у нее сторонников в том или ином округе. И – главное – умеют ли они работать на мобилизацию.

Но вот эти появляющиеся из табакерки кандидаты перед выборами напомнили 2000-е года, когда мнение избирателя не было особенно важным в регионах, если сравнивать с подходом 2022 года.

Так или иначе, но партии проигрывают на старте – они не воспитывают и не взращивают кандидатов, делая их популярными и узнаваемыми на протяжении долгого времени. Депутаты после избрания традиционно садятся в глухую оборону и вспоминаем мы о них только перед следующими выборами, ну или когда в отношении них возбуждают уголовное дело. Нет, не все, конечно же. Остаются пять–шесть человек, которые работают открыто – можно найти информацию, комментарии. Но это, скорее, исключение, чем правило.

И вот прошли выборы, сделали ли выводы партии – вопрос открытый. Пока радует, что не прячущиеся от публичного комментирования своей работы депутаты переизбрались на новый срок. Это действительно радует».

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин