Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Эксперт о росте тарифов на транзит по мировым водным артериям: «Негативно отразится на перевозке российского зерна»

Редакция «ФедералПресс» / Алексей Тузов
Москва
11 ОКТЯБРЯ, 2022

Тузов Алексей

Транспорт и логистика
Москва

Турция увеличила стоимость прохода судов через Босфор и Дарданеллы в 5 раз, вслед за ней Египет поднял плату за пользование Суэцким каналом на 15 %. Насколько рост тарифов за транзит по этим проливам отразится на мировой и российской экономике, объяснил Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли:

«На сегодняшний день по двум веткам Суэцкого канала транспортируется около 12 % от общего объема международных морских перевозок, поэтому он относится к наиболее востребованным торговым путям в мире. По итогам 2021 года по водной артерии Босфор и Дарданеллы прошли 38,6 тысяч судов.

Рост тарифов на транзит грузов через Суэцкий канал и проливы Босфор и Дарданеллы не связан с перебоями в логистике – после пандемии грузопоток давно восстановился. Турция, как и Египет, наверстали упущенную выгоду за счет возвращения к привычным (и, в некоторых случаях, повышенным) объемам грузоперевозок.

Например, через Суэцкий канал ежегодно проходят 10 % мировых поставок нефтепродуктов и 8 % танкеров, которые перевозят СПГ – это около 19 тысяч судов в год. Таким образом, бюджет Каира пополняется примерно на 7 млрд долларов за 12 месяцев.

Босфор и Дарданеллы дают возможность для транзита около 48 тысяч грузовых судов всех мировых держав, что приносит Турции доход в размере 40 млн долларов в год. Рост тарифных ставок увеличит поступления в бюджеты стран на 700 млн долларов и 160 млн долларов соответственно. Суэцкий канал является оптимальным морским маршрутом между Азией и Европой и за 2021 – 2022 финансовые годы обеспечил Египту рекордную прибыль в размере 7 миллиардов долларов. В августе текущего года сборы достигли рекордного уровня – прибыль от перевозки по Суэцкому каналу составила 744,8 миллиона долларов. При этом рост тарифов негативно отразится на стоимости перевозимых энергоресурсов.

Основной причиной увеличения ставок на транспортировку грузов через мировые водные артерии является волатильность экономики Турции и Египта. Например, в первом государстве в июне 2022 года инфляция составила 78,6 % в годовом выражении, а в следующем месяце увеличилась до 79,6 %. Однако с учетом того, что годовой ВВП у Турции составляет около 815 млрд долларов ежегодно, сумма сборов по новым тарифам за транзит по проливам получается весьма незначительной. Поэтому наиболее вероятной причиной резкой отмены 75 % скидки за проезд по турецким проливам, которая действовала с 1983 года, является желание властей стимулировать Россию и другие страны использовать для грузоперевозок альтернативный, искусственно созданный судоходный канал «Стамбул», который к 2027 году должен соединить Черное море с Мраморным и снизить объемы транспортировки на Босфоре.

Несмотря на то, что большинство экспертов уверены в том, что рост ставок не приведет к логистическим коллапсам, велика вероятность повышения стоимости перевозимых товаров для конечных потребителей из-за увеличения расходов на транспортировку. Особенно негативно это может отразиться на российском бизнесе, ведь через турецкие проливы осуществляется 30 % объемов ежегодных внешнеторговых перевозок России. В том числе 15 – 20 % объема экспорта нефти, не менее 20 % экспорта зерна и примерно такая же доля евро-азиатского грузового транзита. Затраты мировых логистических компаний из-за пятикратного роста тарифов за прохождение по проливам Босфор и Дарданеллы увеличатся примерно на 1 %.

Негативнее всего рост цен может отразиться на перевозке российского зерна, на которое сейчас и так невысокий спрос, поскольку оно примерно на 20 % дороже зерна из других стран СНГ. Теперь же, с учетом повышения ставок за транзит, стоимость перевозки тонны зерна увеличится на 4 доллара. При этом на прайсах турецких товаров, поставляемых в РФ, новые расценки транзита судов через Босфор и Дарданеллы не скажутся, так как они отправляются с севера страны и не проходят через эти проливы. Также не будет удорожания санкционных товаров, ввозимых из Турции по системе параллельного импорта, из-за того, что из государств Евросоюза они доставляются в Стамбул сухопутным путем, а потом из северных портов идут в РФ по Черному морю.

Таким образом, политика турецких властей негативно отразится на товарообороте многих государств. Например, очевидно, что зерно станет дороже, увеличатся цены на энергоносители, поставляемые в Болгарию и другие государства Евросоюза, которые приняли решение закупать СПГ в Азербайджане, Норвегии и США.

В выигрыше остаются только покупатели российского трубопроводного газа. Помимо России через проливы Босфор и Дарданеллы перевозятся грузы из Африки, Южной и Северной Америки, стран Ближнего Востока, Испании и Италии и направляются транспортные потоки, которые прежде шли через балтийский маршрут. Таким образом, рост затрат на перевозки станет причиной повышения морского фрахта со стороны судовладельцев, что приведет к 10 – 15 % росту цен на импорт и экспорт, проходящий через турецкие проливы».

Фото: РИА Новости/Ахмед Махмуд