Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Политолог о видеоиграх: «Эффективный инструмент влияния на мировоззрение»

Редакция «ФедералПресс» / Аркадий Канунников
Москва
17 АВГУСТА, 2023

Данюк Никита Сергеевич

Наука и образование
Москва

Компьютерные игры – один из самых популярных вариантов проведения досуга среди людей всех возрастов. Несмотря на то, что увлечение играми – тема не новая, в обществе до сих пор идет дискуссия о пользе и вреде такого времяпрепровождения. Свое мнение по этому поводу высказал Никита Данюк, член Общественной палаты Российской Федерации, первый заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов (ИСИП) РУДН:

«Ученые в равной степени изучают обе стороны вопроса. Например, в прошлом году команда ученых из Швеции, Германии и Нидерландов опубликовала результаты исследования по воздействию экранного времени на интеллект детей из США в возрасте девяти-десяти лет. Выяснилось, что у того, кто чаще играет, IQ в среднем на 2,5 балла выше.

У игр много плюсов, однако больший резонанс вызывают их темные стороны. Самое неочевидное – кибербезопасность. Пользователь рискует заразить свой компьютер вирусами, играя в многопользовательском режиме. Например, онлайн-игроки в Call of Duty: Modern Warfare 2 могут стать жертвой хакеров, которые используют сетевую уязвимость видеоигры. К сожалению, разработчик не спешит решать эту проблему, о которой стало известно еще пять лет назад.

Кроме того, видеоигры – эффективный инструмент влияния на мировоззрение человека. В их сюжет можно заложить любые смыслы, начиная от относительно безобидных стереотипов до прямого искажения исторических событий с целью обеления действий определенной стороны.

Так, еще в 2019 году, когда вышла Call Of Duty: Modern Warfare, многие геймеры раскритиковали ее за то, что она представляет российских военных террористами. По сюжету русские вторгаются на территорию выдуманной страны Урзикстан, в которой угадывается Сирия, где начинают пытать и убивать мирное население. Разумеется, злодеям противостоят «хорошие» американцы.

Помимо негативных образов сюжет игры может быть переполнен и всевозможными фейками, которые юный геймер может принять за чистую монету. Например, в том же Call Of Duty: Modern Warfare демонстрируется прямая отсылка к событию, известному как «Шоссе смерти», когда в результате авианалетов США и союзников были уничтожены тысячи автомобилей и техники, на которой из Кувейта отступали военные и мирные жители. В игре же шоссе бомбят российские военные.

Серия Call Of Duty – не единственный пример. Есть ряд и других западных игр, вызывающих этические и фактические вопросы. К ним относится Six Days in Fallujah, где в основе сюжета лежит вторжение США в Ирак. Игра позиционирует себя как основанная на реальных событиях, однако откровенно опускает нелицеприятные для США моменты, такие как применение американской армией химического оружия против мирного населения.

Несмотря на это, американцы сетуют на якобы российскую пропаганду в играх. Например, The New York Times пишет, что она появляется в Minecraft и других популярных видеоиграх. При этом ни одного внятного примера российской пропаганды авторы материала не приводят. В то же время в статье написано: «Исследователи Molfar выявили более десятка случаев прокремлевской пропаганды в Minecraft, Roblox, русских версиях World of Tanks и World of Warships, Fly Corp, Armored Warfare и War Thunder. Почти все превозносили советскую победу над нацистской Германией…». Другими словами, авторы возмущены борьбой СССР с фашизмом.

Что же остается делать в таком случае? Да, возмущаться абсурдности продвигаемых на Западе антироссийских смыслов и продолжать при этом играть в популярные игры очень легко. А вот что действительно нужно – создавать альтернативу, интересную и качественную, которая не уступала бы западному продукту. Поддерживать российских разработчиков, популяризировать геймдев среди молодежи и отображать исторически достоверные факты в отечественных играх.

Радует, что шаги на пути к этому у нас уже осуществляются. Например, совсем недавно завершился сбор заявок на конкурс по разработке патриотических игр от Общества «Знание». Победителей также объявят совсем скоро. Кроме того, на начало следующего года запланирован выход отечественной исторической игры «Смута», где создатели со всей скрупулезностью подошли к вопросам исторической достоверности.

Позитивный тренд существует, и его нужно развивать. Чем больше на нашем рынке будет появляться качественных отечественных игровых проектов, тем динамичнее начнет развиваться индустрия в России. Ведь спрос на хорошие игры был, есть и будет всегда».

Фото: unsplash.com