Редакция «ФедералПресс» / Ирина Ромашкина
Тюменская область
6 СЕНТЯБРЯ, 2023
В День знаний аналитики обнародовали результаты опроса россиян о том, какие дисциплины нужно добавить в школьную программу. 57 % респондентов считают, что детям необходимо преподавать предмет «Основы финансовой грамотности». Нужно ли это самим школьникам и почему в Тюмени открывают частные школы с советской системой образования – «ФедералПресс» рассказал член тюменского родкома Андрей Генерозов:
«Мне кажется, что предмет «Основы финансовой грамотности» нужно изучать в профильных экономических классах после окончания девятилетнего образования, когда определились с интересами старшеклассники. Есть же профили химико-биологические, экономические, математические. Что касается других ребят, я думаю, что это может быть факультативом. Почему это, как мне кажется, не должно быть обязательным предметом для всех? Потому что нагрузка в принципе достаточно высокая и по другим предметам.
Вообще, мне кажется, что образовательные программы, особенно с введением вот этих так называемых ФГОС, лишились системности подачи знаний. Знания подают разрозненно, нет принципа от простого к сложному. И вот на фоне всей этой неразберихи, вообще в системе подачи знаний, введение еще одного довольно-таки сложного предмета снизит качество восприятия, как самого этого предмета – «Основ финансовой грамотности», так и выяснение всех остальных традиционных привычных предметов.
Вот был эксперимент – с введением в программу второго иностранного языка. Насколько знаю, даже с первым иностранным языком большие-пребольшие проблемы. И не только с первым иностранным языком, но и с преподаванием химии и физики. Очень многие заканчивающие школу ученики очень слабо владеют знаниями основных предметов – худо-бедно знают математику и русский язык, хоть понимают что-то. Но там, где физика и химия начинаются, большие-пребольшие сложности.
Разговаривая с педагогами, я выяснил, что сейчас есть дефицит преподавателей, которые могут хорошо преподать химию и физику. А если на фоне отсутствия системности подачи материала еще какой-то дополнительный предмет внедрять, то это увеличит нагрузку и на педагогов, и на детей. Я считаю, что в первую очередь надо заниматься проблемами системной и грамотной подачи материала.
Сейчас очень активен и популярен среди родителей переход в коммерческие школы, где начинают преподавать школьную программу по советским стандартам. И люди согласны даже деньги платить, но лишь бы их дети не учились в обычных государственных школах. Потому что советская система образования была более грамотно выстроена.
Я смотрел недавно достаточно длительное интервью. Женщина со стажем, она директором и завучем была в советской школе, рассказывала о том, что в послевоенные годы в классах бывало даже до 45–50 человек. Это были дети явно не из благополучных семей, у которых не было матерей, отцов, и вообще многие были сиротами. Они были с улицы подобраны, так скажем, и не отличались особой дисциплинированностью. И тем не менее умудрялись выучиться в советских школах и стать прекрасными специалистами.
Это говорит не только о семейном аспекте: как родители воспитывают детей. И не только в мастерстве педагогов дело, правильно ли они материал подают: харизматично или творчески, а еще и в системе подачи материала. И когда возникают такие вопросы, а не ввести ли нам дополнительный предмет «Основы финансовой грамотности», – это профанация педагогического процесса. Потому что детей надо в первую очередь заинтересовать – научить их учиться, чтобы у них была тяга к знаниям».
Фото: ФедералПресс / Антон Пигарев, Елена Майорова, Ольга Юшкова