Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Директор РАЭК о трендах Рунета: «Площадки мотивированы развивать новые сервисы»

Редакция «ФедералПресс» / Аркадий Канунников
Москва
29 ДЕКАБРЯ, 2023

Гребенников Сергей Владимирович

IT
Москва

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) подвела итоги уходящего года, отметив, что экономика Рунета продолжает расти. Россияне все чаще отказываются от западных соцсетей в пользу отечественных. Появляются новые инструменты и сервисы. Как будут дальше развиваться российские платформы, рассказал директор РАЭК Сергей Гребенников:

Рунет уходит в рост: прогнозы и тренды

«В России уделяют особое внимание развитию интернета. Операторы связи продолжают проводить интернет в различных уголках нашей страны, в том числе в самых труднодоступных районах, повышают скорость передачи данных. Так, в первой половине этого года некоторые из операторов заявили о росте скорости мобильного интернета на 10–12 %.

Доступность интернета по всей стране позволит увеличить аудиторию российского сегмента интернета. Его уже ежедневно посещают более 95 млн россиян. А чем больше людей смогут пользоваться интернетом, тем больше будет его вклад в экономику нашей страны.

Традиционно в декабре этого года РАЭК подводила предварительные итоги уходящего года. По прогнозам Ассоциации, в 2023 году рост экономики Рунета составит 35 % относительно 2022 года. Прогнозируемый объем российской интернет-экономики – 16,4 трлн рублей.

В мае РАЭК давала более консервативные прогнозы, однако исходя из результатов первых трех кварталов, некоторые прогнозы динамики были пересмотрены, например, для сегментов интернет-рекламы и маркетинга и цифрового контента. Также «локомотивом» роста интернет-отрасли по-прежнему является сегмент электронной коммерции, который вырастет больше, чем прогнозировалось в мае.

Что нас ждет по итогам 2023 года? Прогнозы

Сегмент инфраструктуры, по прогнозу РАЭК, составит 426,4 млрд рублей в 2023 году, то есть ожидаемый рост – 42 % к 2022 году. Рынок облачных сервисов сохраняет высокие темпы роста на фоне продолжающегося импортозамещения и востребованности облачных решений. Растет востребованность услуг PaaS и платформ контейнеризации, DBaaS, облачных сервисов кибербезопасности (MSSP, SECaaS).

Сегмент рекламы и маркетинга. Относительно 2022 года сегмент рекламы и маркетинга тоже покажет рост – 22 % и составит 474,8 млрд рублей. Ретейл-медиа – одна из основных точек роста с огромным потенциалом.

Сегмент электронной коммерции аналитики РАЭК оценивают в 15,4 трлн рублей в 2023 году. Рост, по оценкам, составит 35 % к 2022 году. Сегодня компании электронной коммерции активно вкладываются в улучшение платформ и развитие дополнительных сервисов.

Сегмент цифрового контента в 2023 году составит 119,7 млрд рублей. Ассоциация ожидает рост 28 % по отношению к 2022 году. Тут наблюдается радикальный рост интереса к российскому контенту и государственная поддержка его производителей.

Напомним, что ранее по результатам исследования «Экономика Рунета / Цифровая экономика России 2022/2023», в 2022 году рост экономики Рунета составил 29 %. Это меньше показателей 2020 и 2021 годов, когда российская интернет-экономика росла более чем на 40 % в год. Тем не менее экономика Рунета преодолела планку в 12 трлн и показала двузначный рост. Такая динамика была обеспечена за счет сегментов электронной коммерции и инфраструктуры.

Что будет в трендах Рунета в 2024 году

Пользователи продолжат выбирать российское. Интернет-сервисы отмечают значительный рост интереса к продукции российского производства. Так, несмотря на то, что доля отечественного кино в каталогах онлайн-кинотеатров составляет порядка 25–30 %, пользователи все больше отдают предпочтение российскому видеоконтенту. Это подтверждается как собственными данными онлайн-кинотеатров, так и данными сервиса «Кинопоиск Pro». Тренд на увеличение потребления видеоконтента российского происхождения обусловлен не только уходом из России зарубежных брендов и ограничением доступа к западному развлекательному контенту, но и значительным увеличением производства российского контента. Рост спроса на отечественные бренды также отмечается маркетплейсами, в частности, Lamoda и Ozon, у которых есть отдельные витрины для российских брендов.

Новые цифровые профессии. В тренде будут следующие направления деятельности:

  • промпт-инженеры;
  • тренеры нейросетей;
  • нейро-креаторы;
  • «белые хакеры»;
  • специалисты в области беспилотных систем;
  • специалисты по работе с данными;
  • геймификаторы.

Фиджитал. Люди все чаще находятся одновременно в двух реальностях: физической и цифровой. Такое взаимопроникновение двух реальностей получило название фиджитал (physical + digital). Фиджитал объединяет в себе преимущества физической и цифровой среды.

Например, стираются границы между классическим спортом и киберспортом. В 2024 году в Казани пройдут «Игры будущего», которые объединят спорт, технологии и науку. Уже сегодня в России создаются фиджитал-центры и «умные» спортивные площадки. Первый фиджитал-центр был открыт в сентябре 2022 года в Кемерово, но в ближайшие годы в стране должно появиться более 50 таких центров.

Заменили ли западные соцсети?

От реализации целей Стратегии развития отрасли связи до 2035 года выиграют и отечественные онлайн-площадки. Для них это будет хорошей возможностью увеличить свою аудиторию, привлечь новых блогеров с иностранных онлайн-платформ, так как для авторов контента важно без проблем его монетизировать и увеличивать количество своих подписчиков. Западные платформы уже не могут гарантировать блогеру этого: многие из них отключили монетизацию в России, а пользователи в последнее время стали чаще переходить на отечественные площадки. И это неудивительно, поскольку наши платформы активно развиваются и уже представляют достойную альтернативу западным ресурсам.

Все чаще люди отказываются, например, от Facebook* и Instagram* из-за неудобства использования VPN-сервисов. Эти приложения нужно постоянно включать, они быстро разряжают аккумулятор смартфона, из-за них снижается скорость интернета. Помимо этого, многие опасаются относительно информационной безопасности VPN-сервисов и обеспечения ими конфиденциальности персональных данных.

В России есть много соцсетей, которые предоставляют много инструментов и сервисов как пользователям, так и бизнесу и блогерам. Если «ВКонтакте» и Telegram уже занимают лидирующие позиции, то «Дзен», RuTube, YAPPY, Looky пока активно борются за аудиторию, но в любом случае здорово, что у нас есть большое количество альтернатив иностранным платформам. Все площадки мотивированы развивать новые сервисы, программы лояльности, привлекать новых авторов и пользователей.

Естественно, развитие соцсетей будет продолжаться и в 2024 году. Лидеры рынка будут развивать свои инструменты и сервисы. Также будут развиваться новые проекты, замещающие зарубежные сервисы. Примеры: Nuum от МТС, Looky и т.д.

Важно, чтобы россияне понимали – активно используя отечественные платформы, они вносят свой посильный вклад в укрепление цифрового суверенитета страны. А блогеры при этом еще выступают драйвером роста экономики Рунета».

*Материнская компания Meta признана экстремистской и запрещена на территории РФ.

Фото: unsplash.com