Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Сумина
Новосибирская область
13 СЕНТЯБРЯ, 2024
Недавно во время концерта Мии Бойки (Mia Boyka) на День города в Надыме потерялась девочка. Ребенка вывели на сцену прямо во время выступления, чтобы найти родителей. Тогда же артистка обратила внимание на костюм девочки – маску кошки. Артистка спросила: «Ты у нас котенок или квадробер, не дай бог?». В итоге на певицу обрушился хейт из-за того, что та опозорила ребенка перед толпой, а родители девочки намерены обратиться к правоохранителям. Насколько квадробика безобидная игра и где та самая тонкая грань, переступая которую ребенок теряет связь с реальностью? Своим мнением на этот счет с «ФедералПресс» поделился психолог и лектор общества «Знание» Андрей Зберовский:
«Современные дети и подростки явно ощущают свое принципиальное отличие в мышлении, поведении и отношении к жизни от родителей, а потому традиционно создают особые субкультуры, тайные от взрослых, отличающиеся особыми чертами или откровенно противопоставленные взрослому миру. Участие в этих течениях, веяниях и субкультурах помогает детям и подросткам социализироваться в своем социуме, находить там подобных себе друзей, самовыражаться и повышать самооценку. В конце концов – просто играть и общаться. За последние сто лет этих культур сменилось уже несколько десятков, до сотни. Хиппи, панки, рокеры, металлисты, готы, эмо, ролевики, толкинисты, косплееры и прочие представители различных субкультур впоследствии вырастают в обычных буржуазных обывателей, создающих семьи, заводящих детей и много работающих. Поэтому и увлечение квадробикой, с высокой степенью вероятности, – из этой же серии. Да, какой-то элемент травматизма от беготни на четвереньках может присутствовать, но он не больший, чем от участия в сражениях толкинистов или похода на рок- или панк-концерт.
Как психолог, не вижу в этой субкультуре что-то принципиально новое и страшное. Дети и подростки поиграют, заведут себе новых друзей, освоят новые навыки, поругаются с родителями и вырастут. Как и поколения детей до них. И все их квадроберские особенности тихо уйдут в тень. Лично меня в 14–15 лет приглашали к директору школы и вызывали родителей, за то, что я был металлистом и ходил в цепях и браслетах из бритв и громко включал переносной магнитофон. Однако это не помешало мне получить красный диплом с отличием московского университета и стать доктором наук и проректором педагогического университета, создать семью, завести трех деток. Хотя я бы в это время, точно во все это не поверил, считая себя особенным и принципиально отличающимся от своих «серых скучных предков». Поэтому не вижу смысла коллективно ополчаться на субкультуру квадроберов. Пусть играют и вырастают.
Ну а если у ребенка на этой почве есть опасные психологические крайности – неврозы, психозы, депрессия, суицидальные мысли, расстройство пищевого поведения – то психологам и психиатрам есть смысл заниматься именно конкретной личностью, а не общей игрой в кошечек-собачек. Потому что специалисты обычно понимают: если у ребенка есть психологические или психиатрические расстройства, то они, скорее всего, обязательно проявятся в любой из молодежных субкультур или даже вне их. Конечно, важно и нужно вовремя обращаться к специалистам, но причиной обращения должен быть не костюм кошечки, а именно серьезные отклонения в поведении».
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1