Редакция «ФедералПресс» / Артемий Сабуров
Москва
26 МАРТА, 2025
Индустрия видеоигр в России должна жестко регулироваться, считает основатель и генеральный директор коммуникационного агентства «НЕпросто PR», член РАСО, эксперт комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Юрий Нестеренко. По его словам, подобное регулирование существует в Китае, Южной Корее, Австралии и ОАЭ. Он отметил, что одна из возможных мер контроля – это законодательное ограничение времени, которое дети могут проводить за компьютером. Также Нестеренко объяснил, почему вопросам регулирования видеоигр должно уделяться пристальное внимание.
Мы предлагаем сразу несколько подходов к маркировке игр. Прежде всего это возрастная шкала. На практике она будет представлять собой рекомендации по нормам экранного времени в игре для детей и подростков в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Ориентируемся на уже установленные законом возрастные категории: 0+, 6+, 12+, 16+ и 18+ лет.
Далее мы рекомендуем более общий подход: предупреждать пользователей о том, что не следует проводить в игре более 4–6 часов в день.
В конечном итоге мы считаем, что времяпровождение за играми должно регулироваться законодательно: при нахождении ребёнка онлайн более 4–6 часов его доступ должен быть ограничен или заблокирован. Если речь идёт о российском разработчике, то подобное обязательство можно закрепить на уровне закона. В случае с зарубежными компаниями стоит использовать опыт замедления YouTube со стороны регуляторов.
Для каких возрастных категорий необходимо вводить ограничения по времени, проводимому в играх? Каким должно быть допустимое время пребывания в игре? Зачем нужны рекомендации по продолжительности игрового времени?
— Видеоигры являются одним из видов информационной продукции. Они оказывают влияние как на психическое здоровье детей, так и на их воспитание. В настоящее время игры находятся в «серой зоне» – вне четкого регулирования и ограничений.
Одной из ключевых проблем является «игровая зависимость». Это не просто набор слов, а реальный диагноз, относящийся к группе патологических наряду с азартными играми, алкоголизмом и наркоманией. Поскольку именно продолжительное пребывание в игре является ключевым триггером развития зависимости, мы выступаем за введение временных ограничений. Нам импонирует модель, при которой сами разработчики будут указывать рекомендуемую продолжительность безопасного игрового времени – сколько часов в день ребёнок может проводить в конкретном приложении без вреда для здоровья. Кроме «замедления» возможны и более жёсткие ограничения, включая автоматическую блокировку. Эти инструменты могут быть реализованы на уровне алгоритмов самой игры.
Что касается контентной составляющей, то, в отличие от российских разработчиков и дистрибьюторов, обязанных соблюдать законодательство страны, игры зарубежных производителей нередко содержат элементы, не соответствующие правовым и этическим нормам: от пропаганды ЛГБТ и дискредитации армии до сюжетов, где врагами для уничтожения выступают Россия и русские люди. В связи с этим мы предлагаем создать экспертный центр, в который войдут различные специалисты: профессиональные психологи, представители игровой индустрии, педагоги, общественные деятели и киберспортсмены. Для экспертизы можно задействовать уже существующие структуры при Роскомнадзоре и Минцифры. Также рассматривалась возможность создания подобного центра на базе РАН с формированием пула профильных экспертов. На сегодняшний день в проекте федерального закона (ПФЗ) отсутствуют правовые последствия экспертного заключения. Мы убеждены, что они необходимы. В качестве примера можно обратиться к федеральному закону №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
В чём необходимость дополнительного регулирования, если уже и так возможен контроль со стороны родителей?
— Родители далеко не всегда способны контролировать, сколько времени их дети проводят в видеоиграх. Причины этого бывают разные. Во-первых, не все осведомлены о вреде чрезмерного увлечения играми: длительное пребывание в виртуальной среде может негативно сказаться на здоровье ребёнка и даже привести к зависимости. Во-вторых, у многих попросту нет физической возможности следить за временем. В современном мире и мужчины, и женщины работают практически наравне, а в неполных семьях вся нагрузка ложится на одного родителя, для которого главной целью является обеспечение детей, а всё остальное – вторично. Поэтому рекомендации или система контроля игрового времени – это в первую очередь помощь для самих родителей.
Существует ли подобная практика за рубежом? О каких именно мерах идет речь и в каких странах они применяются?
— Одна из самых жёстких систем регулирования и контроля действует в Китае. Она охватывает как ограничения по времени, так и адаптацию игровых продуктов под законодательные и культурные особенности страны. Например, детям до 8 лет разрешается играть не более одного часа в день, а в мобильных приложениях лимит составляет 40 минут. Кроме того, несовершеннолетним полностью запрещено играть с 22:00 до 08:00.
Особое внимание в Китае уделяется контентной локализации. Игра не получит лицензию на распространение, если в ней присутствует кровь, сексуальные сцены, герои неазиатской внешности и другие элементы, противоречащие местным требованиям.
В Южной Корее основная мера – запрет на игры в ночное время для детей младше 16 лет.
В Австралии действуют возрастные рекомендации: детям до 8 лет – не более одного часа в день, до 15 лет – до двух часов.
В Объединённых Арабских Эмиратах отсутствуют государственные нормы по времени в играх – вопрос контроля делегирован родителям. При этом строго регулируется контент: запрещены сцены насилия, сексуальные элементы, употребление алкоголя, наркотиков и даже изображения мистических существ. Например, чтобы выпустить игру «Ведьмак» на рынок ОАЭ, разработчикам пришлось радикально переработать весь игровой контент.
На какой стадии находится разработка законопроекта о регулировании видеоигр?
— Пока мы продолжаем работу и постепенно приближаемся к рамочному законопроекту. К июню 2025 года по поручению Президента должен быть принят закон, регулирующий отрасль.
Что важно урегулировать в нём в первую очередь?
— В первую очередь нас волнуют такие вопросы, как опасное влияние видеоигр на здоровье детей, защита персональных данных и необходимость экспертной оценки контентной составляющей и сценариев локализации.
Фото: из личного архива Ю. Нестеренко