Редакция «ФедералПресс» / Яна Лазарева
Республика Саха (Якутия)
2 НОЯБРЯ, 2025
В современных реалиях молодым педагогам приходится непросто: изменились отношения между учителями и учениками, сместились акценты в дисциплине, а у детей стало значительно больше прав и возможностей. Учительница русского языка и литературы высшей категории Наталья Егорова рассказала, как находить общий язык с современными школьниками и как следует действовать в конфликтных ситуациях:
«Помню свой первый опыт работы в школе, когда мне доверили гендерный класс из 22 восьмиклассников-мальчиков. Это было в Верхневилюйске, тогда в школах по поручению главы района открывали в качестве эксперимента классы с раздельным обучением мальчиков и девочек.
В восьмом классе как раз тот возраст, когда вовсю бушуют гормоны, дети активно высказывают свое мнение, отстаивают позицию. Сначала было очень сложно найти к ним подход: они не воспринимали меня всерьез как учителя. Мы мучились друг с другом месяцев шесть, если не больше. Несколько раз они доводили меня до слез, однажды я даже вышла с урока, не в силах сдержаться. Но со временем нам удалось найти общий язык. Думаю, они просто поняли, что я не отступлю и не оставлю попыток доносить до них знания.
К девятому классу мы уже друг к другу притерлись, когда к нам пришел новый ученик – воспитанник детского дома. Однажды на уроке он откровенно послал меня и мой предмет на три буквы. В тот момент я сознательно не пошла на конфликт: не стала его ругать, отвечать агрессией или опускаться до взаимных оскорблений. Просто проигнорировала его.
Единственное, что я сделала, это сказала классному руководителю – она была опытной и мудрой женщиной. Та передала все воспитателю детского дома, и пару раз на уроке этот воспитатель присутствовал и смотрел, как учится тот мальчик. Мне повезло, что и воспитатель, и классный руководитель оказались адекватные и отреагировали на инцидент спокойно. Воспитатель понимал, что этот мальчик на такое способен, и не стал обвинять школу или учителя. Впоследствии такого больше не повторялось.
В целом по своему опыту и опыту коллег не могу сказать, что учителя часто сталкиваются с хамским поведением, неуважением или откровенными оскорблениями со стороны учеников. Хотя исключения бывают – помню, у моей коллеги, опытной учительницы, тоже был случай, когда ученик обругал ее матом, угрожал и вообще обещал убить всю ее семью. Он учился в 7-м или в 8-м классе. Мальчик был из неблагополучной семьи, его воспитывала только мама, и отношения в семье были не очень хорошие. Не могу точно сказать, чем кончилось дело, скорее всего, просто провели беседу, так как исключить ребенка из школы нельзя.
На мой взгляд, качество отношений с учениками не зависит от статуса школы – будь то лицей, гимназия или обычная общеобразовательная. Оно определяется прежде всего личностью самого ученика и его воспитанием. И проблемное отношение часто исходит не столько от самих учеников, сколько от их родителей, поскольку дети естественным образом зеркалят отношение семьи к учителю.
Поэтому молодому педагогу при острых конфликтах со школьниками практически невозможно справиться с этой ситуацией в одиночку. В таких случаях необходимо сразу обращаться за помощью – в первую очередь к классному руководителю. Именно он лучше других знает детей и понимает, какой подход требуется к конкретному ребенку или ко всему классу.
Если ситуация не разрешается, следует подключить администрацию школы – завучей и директора. Проблему необходимо решать комплексно: силами педагогов и обязательно с привлечением родителей, ведь именно они играют ключевую роль в воспитании ребенка. Только общими усилиями можно найти выход из такой сложной ситуации.
Чтобы выстроить доверительные отношения, важно прежде всего относиться к детям с уважением. Не занимать позицию «я – учитель, а ты обязан меня слушаться», не подавлять их мнение. Вместо этого стоит уважать их личные границы, принимать индивидуальность, общаться на равных. В некоторых ситуациях полезно обращаться с ними как со взрослыми, стараться понять их точку зрения – даже если она отличается от вашей, – и уметь ставить себя на их место».
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия