Редакция «ФедералПресс» / Нина Стешенко
Москва
26 НОЯБРЯ, 2025
Подписанная накануне президентом России Владимиром Путиным обновленная Стратегия национальной политики является краеугольным камнем нового подхода российского государства к вопросам национального строительства и правильного выстраивания межэтнических и общегражданских балансов в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране, подчеркнул политолог Илья Ухов в беседе с «ФедералПресс»:
«Если открыть этот документ, то прямо с самого начала дается довольно исчерпывающий список определений, в котором раскрываются такие понятия как этническая общность, межэтнический конфликт, многонациональный народ России, общероссийская гражданская идентичность и так далее. Зачастую именно из-за размытых, предельно абстрактных понятий проистекает и апатичная политика в отношении того или иного политико-идеологического феномена – тут мы видим, что подходы меняются, стратегические документы начинают наполняться конкретным содержанием, получают понятные и четкие критерии, на которые должны ориентироваться государственные органы всех уровней при ведении национальной политики непосредственно на местах.
Важнейший фокусом внимания Стратегии стало положение о государствообразующем русском народе. При этом роль русского народа увязывается в общую связку со становлением России как уникального государства-цивилизации – русский народ сыграл объединяющую роль для других коренных народов нашей страны, стал своеобразной «точкой сборки» на которой сформировалась уникальная общероссийская гражданская идентичность. Также четко и недвусмысленно обозначено и наличие у нашей страны особого «культурного кода» – системы духовно-нравственных, культурных и языковых особенностей нашей страны, которые, собственно, и делают Россию Россией. В основе этого кода также безусловно лежит русский язык и русская культура. Их защита и развитие, обозначаются в Стратегии в качестве одного из важнейших приоритетов.
Следует отметить, что в Стратегии, пожалуй, в первый раз для такого программного документа, сформирована целая система показателей и индикаторов, которые позволяют, что называется, «пощупать» руками результат ее реализации. Благодаря этому у чиновников на местах и конкретных исполнителей будет существенно меньше шансов «замылить» или заболтать Стратегию. Взять, к примеру, такой ключевой показатель как уровень общероссийской гражданской идентичности – к 2036 году он должен составить не менее 95 %. Из первостепенных для общероссийских показателей уровней выделил бы долю граждан России, удовлетворенных качеством обеспечения своих национально-культурных потребностей – она должна составлять не менее 80 процентов. При этом сегмент мероприятий, направленных на популяризацию русской культуры, в общем количестве этнокультурных мероприятий должен быть не менее 50 %. Всего же вводится 9 суммарных процентных показателя, которые должны дать органам власти четкие ориентиры для исполнения Стратегии, и в целом ведения нацполитики в зоне своей ответственности.
Особо отмечу и блок угроз – в нем есть крайне интересные положения, на которых нужно остановиться поподробнее. Так, в качестве угрозы выделяется изменение национального (этнического) состава населения ряда регионов страны, вызванное особенностями демографического поведения, внутренней и внешней миграцией в регионы с более привлекательными социально-экономическими условиями жизни. По сути, перед нами прямое признание угрозы замещающей миграции с заменой коренного российского населения на чуждые нам в этно-культурном и цивилизационном отношении группы мигрантов. Еще одной угрозой названо формирование на отдельных территориях несвойственных им мест повышенной концентрации определенных этнических общностей, обусловленное внешними миграционными процессами. Тут прямо говорится об опасностях формирования этнических анклавов и гетто, которые создают в единой ткани нашего социума своеобразные «нарывы», «серые зоны», где не действуют российские законы и традиционное нормы и форматы поведения.
Ну и наконец последний по списку, но не последний в плане опасности, исходящей от подобного типа угрозы подпункт. В списке угроз в Стратегии указано следующее: «использование некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в национально-культурной сфере, для продвижения интересов иностранных государств и их граждан в ущерб интересам Российской Федерации и российских граждан». Если расшифровать и перевести это с бюрократического на человеческий – то перед нами, впервые, признание опасности диаспоральных структур, которые под видом «национально-культурных» автономий фактически продвигают чужеродную, а зачастую и открыто враждебную России повестку в интересах иностранных государств.
Если говорить в целом, то Стратегия пронизана правильным, конструктивным духом, который далек от «левых» или «правых» перегибов, в ней зачастую на уровне здравого смысла просто констатируются факты. Вот, например, факт, что более 80 % населения России – это русские, ну кто может поспорить. И с таким подавляющим процентом этого народа в населении страны странно было бы игнорировать его коренные интересы, это же просто здравый смысл. При этом интересы других коренных народов нашей страны надежно защищены, у них есть все условия для развития национальных культур и своих языков. Есть вполне понятные и много раз фиксируемые угрозы нашей общегражданской идентичности, проистекающие от враждебных государств, идеологий и порочных миграционных и демографических практик – они давно описаны специалистами и есть вполне понятные пути решения. Стратегия сводит воедино эти подходы, дает четкие КПЭ для органов власти, постулирует достижимые цели и ориентирует всех на большую совместную работу.»
Фото: пресс-служба Администрации президента РФ / kremlin.ru