Редакция «ФедералПресс» / Александр Калинин
Свердловская область
28 НОЯБРЯ, 2025
Хотя сезон электросамокатов в России подходит к концу, споры вокруг них не утихают, тем более что в последний год армию «средств индивидуальной мобильности» массово пополнили электробайки. О том, почему запрет кикшеринга не будет эффективным, какая альтернатива сейчас является более перспективной и почему не стоит излишне ужесточать ПДД, на форуме «Города России» рассказал член Общественной палаты РФ, директор Центра территориальных изменений и городского развития ИПЭИ РАНХиГС Андрей Максимов:
«Я глубоко убежден, что методы полного запрещения микромобильности, в том числе кикшеринга, не являются разумными и эффективными. Это примерно то же самое, как в начале XX века говорили бы, что надо запретить автомобили, потому что они мешают каретам, не дают прохода пешеходам и провоцируют ДТП. Но мир пошел совершенно другим путем, и то же самое мы сейчас наблюдаем с электросамокатами и электровелосипедами. Если люди этим пользуются, то это явление технического процесса, с которым нужно работать, а не которое нужно запрещать.
В 2024 году мэр Перми запретил на большей части территории города движение электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности и этим нажил большую популярность и среди жителей, и среди мэров других городов. В 2024 – начале 2025 года все говорили, что надо по максимуму запретить, а дальше это все уйдет с наших дорог. Но это может рассматриваться как временное явление, не более того. Если есть другие рецепты, то нужно с ними работать.
Правильнее идти по пути соглашения с операторами, которых в реальности у нас всего три-четыре. Может быть, стоит экспериментировать с квотированием, распределив парковочные места между участниками, а затем двигая эти квоты в зависимости от того, кто дисциплинирован, а кто нет. По пути соглашения пошел Челябинск, и в 2025 году мы видим как раз эту модель как образец для подражания.
Хорошо, что в 2023 году появились федеральные правила дорожного движения [для СИМ], но много говорят, что их надо дорабатывать, докручивать. Однако, по-видимому, федеральному центру не надо вторгаться в зону муниципального регулирования. И в разных странах мира, где движение СИМ сейчас ширится, его регулирование осуществляется именно на муниципальном (реже – на региональном) уровне. Потому что «принцип Курчатова», когда люди вначале проложили дорожки, а потом мы их асфальтируем, здесь самый правильный».
Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов