Задача социально ответственного бизнеса состоит в том числе и в умении в полной мере раскрыть созидательный, творческий потенциал сотрудников. Наиболее оптимально эта задача решается в компаниях, которые начинают подготовку кадров заблаговременно — со школьной скамьи. Такая качественная подготовка впоследствии кратно окупается результативностью труда сотрудников.

Инициирование и претворение в жизнь программ профессиональной подготовки — составная часть стратегии долгосрочного развития «Роснефти». В компании реализуется молодежная политика, направленная на формирование внешнего кадрового резерва, с последующим притоком необходимого количества перспективных молодых специалистов. Для обеспечения их эффективной работы предусмотрен комплекс адаптационных программ, включающий развитие профессионально-технических, корпоративных и управленческих компетенций.
Трехступенчатая система «Школа — вуз — предприятие» помогает старшеклассникам определиться с выбором профессии, студентам — получить углубленные специальные знания, а молодым специалистам — быстро и органично включиться в производственный процесс.
Путь в нефтяники начинается с «Роснефть-классов», которые открыты в 64 школах, расположенных в 57 городах и поселках 27 регионов присутствия нефтегазовой компании. 122 класса 10-го и 11-го годов обучения предлагают своим ученикам не только полный общеобразовательный объем знаний, но и углубленное изучение профильных предметов — математики, физики и химии. Школьники, которые учатся с интересом и удовольствием, без особых проблем проходят отбор в «Роснефть-классы». Они, как правило, имеют высокую общую успеваемость, добиваются хороших результатов на олимпиадах и успешно сдают экзамены по профильным дисциплинам.

Преподавание общеобразовательных и профильных предметов лежит в основе первой ступени системной подготовки высококлассных специалистов для Компании. При этом обучение не ограничивается школьными занятиями — ученики «Роснефть-классов» имеют возможность на практике знакомиться с современными технологиями добычи, переработки и логистики нефти и газа, а также принимать участие в научно-исследовательских проектах российского и международного уровня.
ПЕРВЫЙ РАЗ В «РОСНЕФТЬ-КЛАСС»

Школьники специализированных классов изучают весь спектр нефтяных профессий. В их числе — химик-технолог, геолог, специалист по инженерным изысканиям, оператор добычи, оператор технологических установок НПЗ, оператор товарный, специалисты по охране труда и строительному контролю. Полученные теоретические знания подтверждаются увиденным на практике в ходе профильных экскурсий на производственные объекты и в процессные подразделения «Роснефти» — управление добычи нефти и газа, управление подготовки и перекачки нефти, управление сбора и использования нефтяного газа, управление эксплуатации трубопроводов.

По окончании «Роснефть-классов» выпускники твердо уверены в выборе будущей профессии. Большинство из них готовы к поступлению на профильные специальности в высшие учебные заведения. В их числе — Санкт-Петербургский горный университет, Югорский государственный университет, Нижневартовский государственный университет, Тюменский индустриальный университет.

«Занятия в „Роснефть-классе“ научили меня добиваться поставленных целей. Учеба давалась мне легко, и воспоминания о школе остались светлые», — рассказывает выпускница тринадцатой нефтеюганской школы Айгуль Шарифуллина.
Всего в прошедшем учебном году в «Роснефть-классах» обучались 2839 человек, а за все время действия программы «Школа — вуз — производство» на предприятиях «Роснефти» трудоустроено 786 выпускников «Роснефть-классов».
Научно-исследовательская деятельность не знает межгосударственных границ. Взаимное обогащение знаниями школьников различных стран приводит к росту качества обучения и позволяет находиться на пике технологических новаций. Примером успешного международного сотрудничества в области нефтегазодобычи стал дистанционный кейс-марафон школы российского национального комитета Мирового нефтяного совета «ЭнерГений». Первая часть занятий проходила в Нижневартовске, вторая — в норвежском городе Ставангер. Под руководством экспертов-практиков «Роснефти» школьники создавали проекты и 3D-модели объектов инфраструктуры нефтепромысла, применяли методы UI/UX-дизайна и управления VR/AR-проектом.
ШКОЛЬНАЯ НАУКА БЕЗ РУБЕЖЕЙ
По словам ученика одиннадцатого «Роснефть-класса» нефтеюганской школы № 1 Рената Рахматуллина, специалисты «Роснефти» и модераторы IT-сферы дали много интересной и полезной информации. «Наша группа разрабатывала программу-тренажер по специальности „оператор НПЗ“, и каждый работал в отведенной ему роли. Я был программистом, и моя цель состояла в том, чтобы организовать взаимодействие со всеми субъектами нашего проекта», — говорит Ренат.
Если в «Роснефть-классах» определяется вектор движения будущего высококлассного специалиста, то высшие учебные заведения позволяют закрепить этот выбор, давая необходимый набор теоретических знаний и практических навыков. Наряду со знаниями, предусмотренными федеральным образовательным стандартом, выпускники «Роснефть-классов», становясь студентами ведущих российских вузов, учатся решению исследовательских и прикладных задач нефтегазовой отрасли.

Вторая ступень программы подготовки кадров «Роснефти» «Школа — вуз — предприятие» позволяет готовить специалистов, владеющих современными технологиями мирового уровня, которые легко адаптируются к региональной специфике. «Роснефть» сотрудничает более чем с 60 российскими и зарубежными вузами, из них 26 имеют статус «Вуз — партнер «Роснефти». В 2019 году продолжена реализация совместных проектов «Роснефти» с CUPET (Куба), Petróleos de Venezuela S.A. (PDVSA) (Республика Венесуэла) и Министерством образования, науки, культуры и спорта Монголии в образовательной сфере. В вузах-партнерах при поддержке Компании проходят обучение 86 кубинских, венесуэльских и монгольских специалистов.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Не последнюю роль в эффективном обучении играет материальная мотивация студентов. «Роснефть» учредила корпоративную стипендию для лучших студентов, обучающихся в вузах — партнерах предприятия. «Это стимулирует генерацию нашими студентами прорывных идей, которые будут подпитываться уникальным практическим опытом», — считает генеральный директор «Самотлорнефтегаза» — дочерней компании «Роснефти» — Валентин Мамаев. «Чем больше вопросов будет задано, тем больше ответов получено, а это и есть первый опыт, шаг в будущее», — убежден Мамаев.
Знания специальных дисциплин апробируются на реальных производствах. Студенты вузов — партнеров «Роснефти» активно подключаются к решению производственных задач в формате практико-модульного обучения на месторождениях, в добывающих и перерабатывающих процессных подразделениях нефтегазовой компании. В 2019 году 7088 студентов прошли производственную практику, а 47 научно-педагогических работников вузов — стажировку на предприятиях «Роснефти». В центральном аппарате управления Компании организована долгосрочная стажировка 179 магистрантов вузов — партнеров «Роснефти».
«Наша молодежь способная и адаптирована к сегодняшним реалиям. Радуют деловой настрой студентов, их серьезный подход к решению поставленных задач – это доказывает, что подрастает смена смелых и решительных ребят», – комментирует начальник управления добычи нефти и газа АО «Самотлорнефтегаз» Сергей Лукин проекты студентов, предложенных на региональной, научно-технической конференции.
Эффективно работает и обратная связь — сами сотрудники подразделений повышают квалификацию на обучающих курсах, организуемых вузами-партнерами.

Традиция международного обмена знаниями и полученным опытом, начатая в системе «Роснефть-классов», получает свое продолжение и в сфере высшего образования. Студенты — будущие нефтяники принимают участие в Международной научно-практической конференции, на которой представлены профильные российские университеты и институты, а также ведущие зарубежные высшие учебные заведения. «Для меня опыт участия в этой конференции бесценен — он придает уверенность в правильности выбранного направления, а каждый новый рубеж помогает поверить в свои силы», — говорит студент Тюменского индустриального университета Данил Исламгулов.
При всем качестве знаний и навыков, полученных во время обучения в профильных высших учебных заведениях, самостоятельная работа на производстве требует досконального понимания технологических процессов и ответственности за конечный результат. Для самостоятельного постижения всех тонкостей и нюансов производственных процессов требуются не месяцы — годы.

В «Роснефти» каждый молодой специалист получает собственного опытного наставника, что позволяет вчерашнему выпускнику быстро, но без ошибок и потерь найти свое место в технологическом процессе добычи и обработки энергоресурсов. Системный подход к наставничеству не исключает, а предполагает учет индивидуальных способностей и предпочтений молодого специалиста — все обучение, проходящее в рамках целевой программы «Три ступени», основано на индивидуальных планах развития.
ЗНАНИЯ – В ОПЫТ
Такое наставничество не исключает и самоорганизации — наиболее активные могут войти в совет молодых специалистов, который принимает активное участие в профессиональном развитии молодых сотрудников и поддерживает их участие в научно-технических конференциях. В структуре «Роснефти» создан 71 такой совет.
За прошедший 2019 год компания организовала участие 2607 молодых специалистов в региональных и кустовых научно-технических конференциях. В Межрегиональной научно-технической конференции приняли участие 359 молодых специалистов, 105 из них стали победителями и призерами, а 102 проекта рекомендованы к внедрению.
Помимо системной адаптации, в компании реализуется преемственность традиций первых этапов обучения. Как и в среде школьников и студентов, на производстве продолжается выявление лидерского потенциала — на этот раз среди молодых специалистов. По итогам проведения деловых оценочных игр для молодых специалистов третьего года работы, демонстрирующих лидерский потенциал, отобраны 189 человек с высоким уровнем развития корпоративных и управленческих компетенций. Они рекомендованы для зачисления в «Молодой стратегический кадровый резерв».
«Мне посчастливилось стать частью большой команды „Роснефти“, — говорит ведущий специалист отдела консолидации и планирования капитальных вложений „РН-Уватнефтегаз“ Евгения Тонкая,  — уверена, что знания и навыки, полученные за годы учебы в Тюменском индустриальном университете, я успешно применю в профессиональной деятельности».
Left
Right
Left
Right
Left
Right
Left
Right
Left
Right