Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Порно скоро закончится». Кремль готовит новую повестку для ТВ

Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Лазарева
Москва
6 ФЕВРАЛЯ, 2017

Отечественное телевидение в ближайшее время должно изменить тематику своих программ, чтобы сохранить доверие зрителей. Более того, от этого будет зависеть и уровень доверия к власти. Сейчас российское политическое ТВ сравнивают с порнопродукцией, полностью отвечающей запросам власти, но совершенно не отражающей пожелания рядовых граждан. Почему от современного телевидения в шоке даже сами телевизионщики – в материале «ФедералПресс».

Подождите до выборов

В ближайшее время тематика политических шоу на российском телевидении кардинально поменяется. Она, как ожидается, станет более народной. По мнению директора Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина, сегодня «телевидение, а вместе с ним и власть, находятся в опасной ситуации: как поздний СССР, когда тематика передач не соответствовала запросам населения». «Это опасно для власти, поэтому она отреагирует в ближайшее время», – резюмировал эксперт.

Новая повестки программ отечественных телеканалов будет полностью подчинена предстоящим в 2018 году выборам президента. «Телевидение у нас гораздо жестче контролируется, чем другие виды СМИ, поэтому когда последует команда сверху, тематика изменится. Команда последует, когда будет определенность относительно кандидата от власти, соответственно, будет определенность относительно тематики президентской кампании, подачи и всего прочего», – отметил Павел Салин.

При этом политолог уверен, что телеформат останется прежним – он полностью отвечает запросам аудитории. «Подавляющему большинству населения нужна упрощенная форма подачи, – уверен эксперт. – Кроме того, у зрителей есть запрос на то, чтобы информация подавалась эмоционально – это позволяет вовлекать телевизионную аудиторию и вызывать у нее чувство сопричастности».

«ТВ компрометирует власть»

Слова политолога полностью подтверждает нашумевшее исследование под названием «Социология российского телевидения», которое провел Центр социального проектирования «Платформа». Документ вызвал неподдельный интерес у политологов, которые буквально за считанные часы широко распространили в социальных сетях ссылки на аналитичку.

Исследование Центра «Перспектива» представляет собой резюме глубинных интервью с экспертами, тележурналистами и телевизионными аналитиками, проведенных в течение года. Среди опрошенных (помимо рядовых зрителей) – представители как провластных, так и оппозиционных кругов, поэтому сомневаться в объективности анализа было бы несправедливо. Большинство респондентов считают телевидение важнейшим медийным инструментом власти. В то же время сами медийщики констатируют, что «сегодня ТВ компрометирует власть», а «телезрители испытывают по отношению к показанному им по телевизору «сложные чувства».

Один из респондентов оказался особенно красноречив, правда, высказался он не в пользу отечественных политических телевизионщиков: эффект от продуктов их деятельности он сравнил с просмотром продукции порножанра. «Порно ведь не про ценности. Его воздействие в том, что это происходит прямо сейчас», – сказано в докладе.

Фактически тональность сегодняшнего политического телевидения, по мнению респондентов, характеризуется «установкой на манипуляцию», «враждебностью к интеллекту» и «культом единственной, и при этом клишированной точки зрения» (равно точки зрения власти). Особенно этим грешат политические ток-шоу, которые, как резюмируют авторы исследования, вызывают основную массу критики. Однако выигрывают от этого все: власть получает «правильный» информационный фон своей деятельности, телеканалы – рейтинги.

Сложнее с содержательной стороной политических ток-шоу: во-первых, не все ведущие оказываются готовы к дебатам на серьезные политические темы, во-вторых, список этих тем оказывается крайне ограничен, что приводит к тому, что в программе изо дня в день обсуждается одна и та же повестка с одними и теми же экспертами. При этом и вопросы, и герои передач плавно переходят с одного канала на другой. Респонденты винят в такой ситуации ведущих, а вот участников политических ток-шоу считают «жертвами».

За что досталось Соловьеву

Авторы исследования делают довольно жесткий вывод относительно двух самых громких телерупоров власти. «Формат политического ток-шоу вобрал в себя самые отрицательные черты ТВ. «Человек смотрит [ведущего ток-шоу на телеканале «Россия»] Володю Соловьева или [экс-ведущего итоговой программы на Первом канале, ныне вице-спикера Госдумы] Петю Толстого и кожей чувствует большую неправду», по выражению тележурналиста», – говорится в докладе Центра «Платформа».

Больше всего досталось Владимиру Соловьеву – «мэтру жанра». Один из респондентов сравнил модель его программ с моделью детского анекдота про русского, немца и поляка, где все персонажи представлены анекдотично. Но анекдот от Соловьева удивительным образом растягивается во времени на час и больше и «воспринимается парадоксальным образом: одновременно и как «невыносимое пережевывание», и как эмоциональный вал, «поглощающий в зрителе всякую критическую реакцию». Это, считают эксперты, «находка Соловьева». «Усилия выдать буффонаду за мнение общества – это вклад Соловьева в «политическое вещание». «Орущий дирижер крика» принес на российское телевидение «вопиющее убожество», – отмечают авторы исследования.

ТОП-менеджерам ТВ на заметку

Выводы, сделанные экспертами по результатам исследования, неутешительны. То, во что превратилось российское телевидение, вызывает ряд неприятных для высшего менеджмента телеканалов вопросов: «Зачем нужно государственное телевидение, за которое гражданам страны стыдно?», «Кто дал право унижать страну, с каждым выпуском «популярной телепередачи» сбрасывая в общество все, что «авторы успеют собрать по сточным канавам?», «Почему «вечно живые легенды» во френчах, как тираннозавры, вытаптывают вокруг себя ценности воспитанного ума, хороших манер, современного кругозора и, наконец, просто уважения к лицу человека?».

Результатом такой реализации повестки дня зачастую становится отказ зрителей от просмотра программ государственного телевидения. Аналитики полагают, что настала пора «провести ревизию среднего ТВ-менеджмента и ведущих», а также «восстановить жанровое и тематическое разнообразие ТВ» (скажем, многие дискуссионные темы из сферы экономики, культуры, социальной политики просто не затрагиваются в эфире). «Наступил момент подумать о переформатировании повестки под новые задачи государства. Любая тема, возникающая на ТВ, так или иначе отражает реальное напряжение во власти», – делают выводы эксперты.

Политические ток-шоу как новогодние огоньки

В сравнении политических и развлекательных телевизионных ток-шоу, в том числе новогодних огоньков, в общем-то, нет ничего удивительного. В первые дни 2017 года известный музыкант Максим Фадеев разместил в своем Instagram пост, в котором жестко высказался по поводу увиденного в новогоднюю ночь на федеральных каналах. «Я не смог досмотреть ни одно музыкальное «шоу» на федеральных каналах. Такое ощущение, что, по мнению руководства Первого и Второго каналов, мир застыл в 1993 году. Невозможный репертуар, лубочная картинка, жуткие шутки и все вместе это – просто погружение в АД! – написал Фадеев. – Жаль наших артистов, которые по привычке соглашаются участвовать в бале у Сатаны!»

Сразу после этого поста на сайте Change.Org появилась петиция под названием «Остановите новогоднее телебезобразие», которая всего за несколько дней набрала более 10 тысяч голосов.

Анекдотичные политические и безобразные развлекательные шоу все чаще сравнивают с порнографией и даже проституцией. И никто не дает гарантию, что в обозримой перспективе отечественное телевидение откажется от такого формата. По мнению директора Института политических исследований Сергея Маркова, все российские политические ток-шоу «будут в кризисе». «Там есть и общественные лидеры, и де-факто актеры, и фрики-клоуны. Большинство украинских участников искренне верят в то, что говорят, кстати. Но их фактически можно считать актерами, потому что их позиция и ее радикальная форма согласованы», – объясняет политолог.