Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Свои» среди «чужих»: наследство шести новых российских губернаторов
Карта выборов: выпуск № 8. Спецпроект «ФедералПресс»

Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Лазарева, Елена Старикова, Алена Сивкова
Москва
20 ФЕВРАЛЯ, 2017

Для всех шести глав регионов, с начала 2017 года оставивших свои посты, ситуация «предухода» активно начала разворачиваться как минимум последние год-два. Маячком для многих из них были различные рейтинги выживаемости и устойчивости. Плюс ни для кого не секрет, что слабые звенья удаляются из цепи перед президентскими выборами. В этом году схема объявления об отставках стала единой для всех, а вот принципы выбора сменщиков совпали не везде. Какими оставили свои регионы бывшие губернаторы и на что способны их сменщики – в материале «ФедералПресс».

«Середнячки» и «аутсайдеры»

В рейтинге эффективности губернаторов, выпущенном в июне прошлого года, только экс-глава Новгородской области Сергей Митин и бывший глава Адыгеи Аслан Тхакушинов оказались в группе с высоким рейтингом (правда, в ее конце – у Митина была 51 позиция, у Тхакушинова – 53-я).

Четверо отставников находились в третьей группе – в списке губернаторов со средним рейтингом. Однако в случае с бывшим пермским главой Виктором Басаргиным и экс-главой Карелии Александром Худилайненом ситуация выглядит наиболее плачевно: они были аутсайдерами не только в своей группе, но и в рейтинге в целом, занимая 84 и 85 строчку соответственно. Экс-глава Бурятии Вячеслав Наговицын тогда разделил с несколькими своими коллегами 60-62 строчки рейтинга, бывший губернатор Рязанской области Олег Ковалев разместился с группой глав других регионов на 65-69 местах.

В «Кремлевском рейтинге губернаторов» Центра развития региональной политики, выпущенном в ноябре прошлого года, эксперты абсолютно точно спрогнозировали список губернаторов-отставников: Аслан Тхакушинов, Виктор Басаргин, Олег Ковалев и Сергей Митин получили минимальные оценки и вошли в основную группу риска, позиция Александра Худилайнена и Вячеслава Наговицына была немногим лучше, но это не спасло их от отставки. Других двоечников отставки пока не коснулись.

Стулья шатались давно

Согласно другому рейтингу – Фонда «Петербургская политика», выпущенному в декабре 2016 года, перечисленным выше губернаторам уже тогда предрекались отставки. Аналитики объяснили это тем, что федеральный Центр принялся выстраивать «новую повестку для следующей президентской каденции, от чего напрямую зависит и кадровая политика».

В отношении Аслана Тхакушинова эксперты высказывали опасение, что решение о его замене может показаться непрозрачным для местной элиты. На деле же получилось все наоборот: пост главы Республики занял его родственник и ближайший соратник, что подтверждает мнение аналитиков об умении экс-главы выстраивать отношение с местной элитой и способности поддерживать стабильность в регионе.

У бывшего главы Бурятии Вячеслава Наговицына была другая ситуация: многочисленные конфликты с местной элитой у него происходили постоянно, что сыграло не последнюю роль в принятии решения о его отставке – об этом эксперты также говорили давно. Вместе с тем, регион считается непривлекательным для лоббистов, поэтому Наговицыну и удавалось сохранять пост.

Экс-глава Карелии Александр Худилайнен к концу прошлого года истощил свои силы – эксперты говорили о дефиците «позитивных аргументов» в пользу продления его полномочий. Однако окончательное решение о его отставке зависело от расстановки сил федеральных лоббистских групп. В то же время за время своих полномочий Худилайнену удалось «нейтрализовать большую часть оппонентов», и он был «способен мобилизовать не только политический, но и силовой ресурс».

Отсутствие «понятной стратегии» эксперты достаточно давно заметили за экс-губернатором Пермского края Виктором Басаргиным. Аналитики считают, что к ослаблению его позиций привел слабый политический контроль, дезорганизация управления и внутриэлитный раскол, а также многочисленные уголовные дела. При этом нельзя не отметить, что экономическая ситуация в регионе, как правило, оставалась стабильной.

Уголовными делами отметилась и команда бывшего новгородского губернатора Сергея Митина. Кроме того, его слабым местом оставался нерешенный вопрос о руководстве областного центре. Но что умел делать Митин, так это «эффективно продвигать результаты своей работы при общении с федеральными чиновниками». Правда, это ему в решающий момент не помогло.

Бывшего губернатора Рязанской области Олега Ковалева подвело здоровье. Эта, по мнению экспертов, одна из веских причин, снижения активности Ковалева. До сих пор ему удавалось решать вопросы, связанные с возможной отставкой, но в этом способствовала, помимо прочего, низкая привлекательность региона.

Отсутствие «уголовок» не шанс на спасение…

Из шести отставников только Аслан Тхакушинов избежал громких скандалов, связанных с возбуждением уголовных дел. Александру Худилайнену удалось без эксцессов выйти из ситуации, связанной с гибелью детей на Сямоозере летом прошлого года, но уже в декабре был арестован его ближайший соратник Виталий Галкин по обвинению в получении взятки в размере 70 тысяч рублей. Проверку силовики провели и в отношении личного советника экс-губернатора Виктора Симонова.

В Бурятии в прошлом году было два дела – в отношении экс-министра сельского хозяйства Александра Манзянова и бывшего главы республиканского агентства лесного хозяйства Николая Кривошеева. В Рязанской области преследованию подвергся зампред регионального правительства Дмитрий Андреев. В Новгородской – первый вице-губернатор Арнольд Шалмуев и вице-губернатор Виктор Нечаев.

Лидером по числу уголовных дел в отношении высокопоставленных чиновников оказался Пермский край: уголовные дела были возбуждены в отношении министра транспорта Алмаза Закиева, министра физкультуры и спорта Павла Ляха, министра информационного развития и связи Евгения Балуева и министра строительства и ЖКХ Виктора Федоровского.

…как и высокая устойчивость

Последние оценки социально-экономической и политической устойчивости российских регионов были представлены тем же Фондом «Петербургская политика» в январе этого года. Республика Адыгея вошла в число субъектов с высокой устойчивостью, Новгородская область – со средней. Рязанская область вошла в группу регионов с пониженной устойчивостью, а Пермский край, Карелия и Бурятия – со слабой.

Уходя, Аслан Тхакушинов, в отличие от своих коллег, оставил своему сменщику самый низкий размер государственного долга. По официальным данным Минфина, в середине прошлого года (более свежие данные пока не представлены) госдолг Адыгеи составлял 3,21 млрд рублей, большая часть которых – это бюджетный кредит. Вячеслав Наговицын тоже не копил займы: госдолг Бурятии оценивался в 6,71 млрд рублей – примерно поровну бюджетных и коммерческих кредитов.

А вот остальные бывшие губернаторы успели набрать кредитов: у Пермского края госдолг превышал 14,2 млрд рублей, у Новгородской области – 15,4 млрд рублей, у Карелии – 22 млрд рублей, у Рязанской области – 27,4 млрд рублей.

Кумпилов: ход в «дамки» Тхакушинова

Самым предсказуемым, по сути, стал уход главы Адыгеи Аслана Тхакушинова. Он покинул свой пост за день до истечения срока своих полномочий. Большинство экспертов связали его уход с преклонным возрастом: в этом году Тхакушинов отметит 70-летие.

Исполняющим обязанности главы региона был назначен 43-летний спикер (его называют родственником экс-главы) Госсовета Адыгеи Мурат Кумпилов. Передача власти в республике представителю одной команды эксперты связывают отсутствие «провалов» региональной власти. Следовательно, никаких серьезных изменений в Республике ожидать не стоит.

В Адыгее Кумпилов давно известен как публичный политик. Во время выборов 2016 года он, а не глава Республики, возглавил список «Единой России». В регионе отмечают, что Кумпилов является хорошим организатором и администратором.

Член Экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) Алексей Зудин говорит, что ситуация в Адыгее не на 100 процентов вписывается в тот тренд, который достаточно четко просматривается в нынешних отставках и назначениях. «Дело не в том, что новый глава Адыгеи – преемник ушедшего. Дело и не в том, что он его родственник, - рассуждает политолог. – У нового исполняющего обязанности есть хорошие показатели: наличие связи с регионом, уровень компетенции, возраст. Случай с Адыгеей и отличается, и вписывается в общий тренд на обновление элиты: приход более молодого поколения, которое несет новые современные компетенции. Поскольку мы перешли к выборности губернаторов, то всем врио придется пройти испытание выборами тоже».

Решетников: свой технократ лучше присланного чиновника

Назначение 37-летнего Максима Решетникова на пост врио главы Пермского края можно расценивать как продолжение курса на омоложение губернаторского корпуса. Немаловажным является тот факт, что Решетников – уроженец Перми и там же начал государственную карьеру.

По словам экспертов, главный вопрос сегодня заключается в том, сумеет ли врио главы региона за оставшиеся несколько месяцев до выборов выстроить отношения с местными элитами в нужном ключе («варяг» Басаргин так и не стал «своим человеком» в Перми) и утвердиться в своем новом статусе. «Перед Решетниковым стоит сложная задача укрепить свои позиции в предвыборный период и выдержать избирательную кампанию. Дело не только в том, что он – назначенец Москвы, и решение по его кандидатуре было спущено сверху. Его уязвимость во многом определяется принадлежностью одновременно к командам Чиркунова и Басаргина. Ему выгодно отмежеваться от обоих, так как в регионе ждут не просто нового губернатора, а сильного самостоятельного лидера, способного предложить новый курс», – отметил в беседе с «ФедералПресс» политолог Олег Подвинцев.

Градус недоверия региональной элиты к прежнему главе Виктору Басаргину в регионе очень высок, поэтому от нового врио Решетникова ждут, что он станет «своим» человеком, который будет лоббировать интересы региона на федеральном уровне, заявил генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. «От Басаргина все устали. Для многих он был плох именно тем, что чужак. Новый губернатор все-таки свой. Кроме того, он, как и Басаргин – федеральный чиновник, а, значит, есть надежда, что он поможет, – сказал Журавлев. – От Решетникова, так же, как и от губернатора Тульской области, ждут, что он найдет дополнительную загрузку для промышленности, заказы, трансферты и госпрограммы».

Цыденов: неожиданности не произошло

Для Бурятии назначение на должность и.о. главы региона действующего заместителя министра транспорта Алексея Цыденова вряд ли можно назвать неожиданностью: по данным СМИ, его кандидатуру на губернаторское кресло рассматривали еще в 2015 году. 40-летний Цыденов находился в кадровом резерве Владимира Путина, его также называли креатурой помощника президента Игоря Левитина и предпринимателя Геннадия Тимченко.

Для Республики Цыденов человек новый: бурят по отцовской линии, уроженец города Петровск-Забайкальский Читинской области, прошел довольно интересный жизненный путь, успев поруководить хабаровским «Дальнефтетрансом», «Дальневосточной транспортной группой» и поработать заместителем директора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ.

Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский считает, что у Цыденова есть потенциал стать фигурой национального согласия в Бурятии, поскольку работа прежнего губернатора Вячеслава Наговицына вызывала большое недовольство как со стороны бурятского, так и со стороны русского населения, которое там преобладает. «Цыденов может приобрести имидж относительно нейтрального игрока, у которого есть и бурятские, и русские корни. Для региона это может быть неплохим вариантом. Он может понравиться и русским, и бурятам, и провозгласить какую-то новую социально-экономическую политику, потому что, конечно, то, что было раньше, – это провально», - говорит эксперт, отмечая, что такие выводы прежде всего сделаны, исходя из потенциала Алексея Цыденова.

По словам Туровского, Цыденов близок к компании РЖД. «Я бы не искал здесь особые политические заговоры. РЖД для Бурятии – несомненно, важная компания, крупный работодатель. Но сама Бурятия – регион бедный, поэтому крупным заинтересованным федеральным группам ловить там нечего», - высказал свою позицию политолог.

К слову, для самого Цыденова, курировавшего в Минтрансе железные дороги, назначение было неожиданно. Вступив в должность, он уже пообещал создать «суперкомфортные» условия для бизнеса, оказать социальную поддержку тем, кто в ней нуждается. Кроме того, Цыденов заверил, что готов работать с любой, даже с самой неконструктивной оппозицией.

Никитин: «дипломат от бизнеса»

Врио губернатора Новгородской области Андрей Никитин с 2011 года возглавлял Агентство стратегических инициатив (АСИ), приоритетными направлениями для которого были реализация предпринимательских проектов и улучшение бизнес-климата в регионах. Свои в основном теоретические наработки он теперь в полной мере сможет реализовать на практике.

Новгородская область досталась Никитину в плачевном состоянии. Помимо экономических, в регионе серьезные клановые проблемы. По мнению экспертов, Андрею Никитину будет непросто выстроить отношения с местными элитами. По словам политолога Дмитрия Журавлева, губернаторы в Новгородской области менялись не так часто, поэтому там успели сформироваться прочные группы влияния. «Элита сложилась, и она совсем не будет рада чуждому человеку. Но здесь есть два плюса. Первый – Никитин умеет договариваться, он этакий дипломат от бизнеса. Второй – региональная элита хочет быть самостоятельной, но ей не хватает дополнительного федерального ресурса», – отметил Журавлев.

Будучи уже в статусе главы региона, Андрей Никитин заявил, что намерен задействовать опыт проектной деятельности АСИ, причем упор будет делаться на наиболее успешные социальные инициативы. Схожий подход он собирается применять и в работе с предпринимателями. По его словам, «только бизнес может правильно показать, какие административные барьеры действительно ему мешают».

Политолог Дмитрий Журавлев считает, что перед Никитиным стоит задача – использовать географическое положение Новгородской области как драйвер для его развития. «Регион, с одной стороны, не богатый, с другой – он дает возможности для большой торговли после снятия санкций и туризма. Это те особенности, которые предшествующий руководитель практически не использовал», – рассказал эксперт.

Любимов: из депутатов – в губернаторы

Слухи о том, что Рязанскую область вместо Олега Ковалева может возглавить 45-летний депутат Госдумы Николай Любимов, появились еще на прошлой неделе. Выходец из круга друзей сына калужского губернатора Анатолия Артамонова Любимов успел сделать хорошую карьеру в этом регионе. Начиная с 2004 года, он проделал путь от министра экономического развития Калужской области до председателя областного заксобрания.

Николай Любимов называет вверенный ему регион «передовым и перспективным краем». По мнению политолога Андрея Максимова, перед выходцем из промышленной Калуги сегодня стоит задача развития передовой отрасли Рязанщины – сельского хозяйства. «Любимов пришел в регион, который развивался преимущественно за счет аграрного сектора. Если ему удастся применить опыт, полученный в промышленном регионе, и в то же время сохранить хорошие отношения с аграриями (они представлены в регионе в виде очень крупных холдингов и тоже играют определенную политическую роль), то все у него будет хорошо», – пояснил эксперт.

Вместе с тем, он также не исключает возникновения конфликтов между новоиспеченным врио губернатора и элитами, которые надеялись на назначение на этот пост «своих» людей.

Парфенчиков: режим ожидания закончился

На место ушедшего главы Карелии Александра Худилайнена давно прочили теперь уже экс-главу Федеральной службы судебных приставов (ФССП) 52-летнего Артура Парфенчикова. Эта смена в общем списке выглядит наиболее интересной. Возможного будущего преемника местные эксперты характеризуют как человека адекватного, коммуникабельного, спокойного и «настоящего патриота Карелии». Тем более что родился Парфенчиков в Петрозаводске, там же начинал свою карьеру.

По данным телеграм-канала «НЕЗЫГАРЬ», Парфенчиков был однокурсником Дмитрия Медведева по Ленинградскому государственному университету (ЛГУ). После окончания института уехал к себе на родину. В бытность Парфенчикова прокурором Петрозаводска также была ликвидирована «карловская организованная преступная группировка», считавшаяся одной из самых жестоких в Карелии.

Стоит отметить, что Карелия традиционно считается регионом, который лично опекает секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев. Говорят даже о своего рода «карельском клане», возникшем в ФСБ. В разные годы в него входили сам Патрушев (был директором ФСБ), а также экс-министр МВД Рашид Нургалиев, руководитель Пограничной службы ФСБ России Владимир Проничев и ряд высокопоставленных сотрудников ведомства. В Карелии начинал службу в погранвойсках и действующий руководитель Службы безопасности «Роснефти» генерал Олег Феоктистов.

НЕЗЫГАРЬ также пишет о том, что в 2012 Артур Парфенчиков якобы развелся со своей женой Натальей Гуляевой, которая по сей день занимает должность заместителя председателя республиканского Верховного суда.

Кстати, Артур Парфенчиков достаточно лоялен к СМИ. В Сети опубликован скриншот из переписки главного редактора газеты «Петрозаводск» Алексея Смирнова, в которой Парфенчиков подтверждает журналисту свое возможное назначение.

Политолог Константин Калачев считает, что с точки зрения экономики Карелия абсолютно непривлекательный регион. Карелия, по его словам, интересна тем, что у многих именитых «выходцев» из Санкт-Петербурга в Республике построены дачи и поместья. «Там представлены очень сильно петербургские интересы. Можно, конечно, считать это успехом Дмитрия Медведева в продвижении своего человека. Худилайнена давно провожали, он так и не стал своим для Карелии. Он все-таки привык к авторитарному стилю управления, «ломал всех с колена». Поэтому и «самочувствие» в Республике низкое. Если бы он выстраивал эффективную систему управления, то показатели бы улучшились», - отмечает руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев, добавляя, что Республике нужен человек, который сможет сглаживать конфликты.

Калачев не ожидает серьезной борьбы за Карелию на выборах. Однако коммунисты все-таки будут выдвигать своего человека, лидера фракции в Заксобрании Евгения Ульянова. «В годовщину революции фамилия Ульянов еще зазвучит, но уже не в масштабах страны, а только в Карелии», - иронизирует политолог.

Эксперты не исключают, что перестановки в губернаторском корпусе еще не завершены. В общей сложности новые главы (с учетом уже временно назначенных) могут появиться в этом году в порядка 20 регионах страны.

Фото: Kremlin.ru