Редакция «ФедералПресс» / Вячеслав Сергеев, Михаил Майоров
Пермский край
26 ЯНВАРЯ, 2020
Врио губернатора Прикамья Максиму Решетникову досталось немало проблем, которые не смогли разрешить его предшественники. К некоторым из них регион не может подступиться десятилетиями. Репутацию Басаргина похоронили аэропорт, зоопарк, галерея, театр – все те проекты, за которые хватался экс-губернатор, но так и не смог довести до конца. Сейчас к тем же проблемам примеривается Максим Решетников. Какое наследство получил новый губернатор Прикамья и что с этим делать – в материале «ФедералПресс».
«Я не буду обещать решение всех накопленных в регионе вопросов за один день», – заявил Максим Решетников на церемонии представления в качестве врио главы региона и пообещал в первую очередь уделить внимание здравоохранению и социальной сфере. Однако помимо этих, несомненно, важнейших вопросов есть еще несколько «незаживающих ран» на теле региона, которые требуют пристального внимания со стороны краевых властей. Ряд из них Решетников получил по наследству от Виктора Басаргина, тому они достались от Олега Чиркунова, а что было до этого, в 1990-х – за давностью лет уже и не считается.
Любители истории обнаружили, что вопрос целесообразности переноса зоопарка с территории бывшего Архиерейского кладбища поднимался в пермской прессе еще в далеком 1945 году. С тех пор предлагались десятки вариантов переезда зоопарка. В 2010 году дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки, когда администрация города выкупила земельные участки на улице Братской за 82,8 млн рублей. Однако через два года только что назначенный губернатор Басаргин посчитал, что строить на окраине города дорого, и облюбовал площадку поближе к центру, в Черняевском лесу. Эта идея встретила мощный отпор экологов и правозащитников, сумевших отстоять городской парк в суде. В результате под зоопарк присмотрели площадку на другой окраине города – в микрорайоне Нагорном. В январе этого года был подписан госконтракт на выполнение работ первой очереди строительства зоопарка на 1 млрд 833 млн рублей.
Пермский аэропорт – еще одна болевая точка, заняться которой так и не смогли несколько глав региона. Мешало совместное базирование гражданского аэропорта и военной авиабазы «Сокол». Целое десятилетие ушло только на то, чтобы исключить ФГУП «Пермские авиалинии» из перечня стратегических предприятий. К 2012 году, когда в регионе появился Басаргин, все формальности были завершены, однако с ходу приступить к реконструкции аэропорта не удалось. Депутаты Заксобрания из «Группы товарищей» во главе с Дмитрием Скривановым заблокировали подписание соглашения со структурами «Реновы». На войну оппозиции с губернатором и новый конкурс ушло два лишних года. Сейчас реконструкцией аэропорта занимается ООО «Новая Колхида» (входит в холдинг ООО «Новапорт»). Объем вложений инвестора составит порядка 5 млрд рублей. Срок окончания строительства – 1 декабря 2017 года.
Состоявшиеся в феврале 2016 года публичные слушания по строительству нового театра оперы и балета могут служить идеальной иллюстрацией причин, по которым театр еще не построен. Тогда депутаты, эксперты и представители «Театра оперы и балета» имели на руках проект нового театра на полторы тысячи мест и обещания федерального финансирования. Однако все их планы и мечты разбил министр культуры Гладнев, который вдруг заявил, что строить будут не то, не там и не тогда. Вместо нового театра – концертно-театральный зал. Взамен территории возле старого здания театра чиновник предложил на выбор два других участка. А кроме того, настаивал на одновременной со строительством концертно-театрального зала реставрацией старого театра. Вот так власти и люди искусства годами пытаются и не могут прийти к общему знаменателю. Что устраивает одну сторону, категорически не приемлет другая. Недавно мировая знаменитость, худрук театра Теодор Курентзис заявил, что покинет Пермь, если краевые власти так и не решат этот вопрос.
Пермская галерея – музей эрмитажного типа – давным-давно должна уступить РПЦ помещения Спасо-Преображенского собора. В 2006 году губернатор Олег Чиркунов на встрече с патриархом Алексием Вторым заверил, что вопрос скоро решится – сразу, как только будет построено новое здание галереи. Количество предложенных площадок, конкурсных отборов проектов и торгов на строительные работы на порядок превзошло аналогичные показатели в истории с зоопарком. И здесь при Басаргине с завидным упорством продвигали нереализуемые проекты. В случае с галереей таким стал речной вокзал. При детальной проработке проекта выяснилось, что вокзал находится в зоне катастрофического затопления. Сейчас под галерею готовится здание, где ранее квартировало Пермское военное командно-инженерное училище.
Техногенная катастрофа в Березниках (после затопления рудника «Уралкалия» в 2006 году на территории города образовалось четыре провала) потребовала переселения жителей 99 многоквартирных домов, оказавшихся в опасной зоне. Для них были построены индивидуальные жилые дома, в которых обнаружили значительное превышение предельно допустимых концентраций формальдегида. Жить в них было опасно для жизни. Сейчас построенные десять лет назад коттеджи готовят к сносу, а для переселенцев возводят ж/к «Любимов». Сегодня врио губернатора Пермского края Максим Решетников на инвестфоруме в Сочи получил поддержку премьер-министра Медведева в реализации данного проекта и надежду получить из федерального бюджета на переселение жителей Березников 2 млрд рублей.
Создание министерств по делам КУБ (Кизеловского угольного бассейна) и Коми-Пермяцкого округа говорит само за себя: этим территориям кровь из носу нужна поддержка края. Первую угольную шахту в Кизеле закрыли в 1997 году из-за нерентабельности. В 2002 году добычу угля в Кизелбассе прекратили полностью. За пятнадцать лет численность жителей бывших шахтерских городов и поселков сократилась на 40 %. Главные проблемы депрессивной территории – безработица, пустующие дома, изношенная коммунальная инфраструктура и экология: шахты, из которых на поверхность и в грунт попадают ядовитые шахтные воды, до сих пор не оборудованы очистными сооружениями. В 2015 году министерство КУБ было ликвидировано из-за низкой эффективности.
«Шанс на модернизацию КУБ был упущен двадцать лет назад. Это был богатейший район с прекрасно налаженной инфраструктурой. В каждом поселке были свои школа, детсад, аптека, больница. Порой жители Перми завидовали тому, как живут в Кизеле. После ликвидации Кизеловского угольного бассейна на территории нужно было создавать металлургические заводы, новые производства, развивать сельское хозяйство. Вместо этого поставили задачу по расселению», – говорит сопредседатель пермского штаба ОНФ Геннадий Сандырев.
По его мнению, есть два варианта развития событий. Первый – новая стратегия развития территории с привлечением инвесторов, созданием производств, новых рабочих мест, требующая больших финансовых вливаний. Второй – более реальный, но нежелаемый – дальнейшее расселение людей в те центры Прикамья, где есть работа.
«Со временем это приведет к полной ликвидации поселков КУБа, да и, вероятно, самого города Кизела», – уточнил господин Сандырев.
Объединение Коми округа с Пермской областью создало новый регион – Пермский край – и дало старт большой федеральной карьере тогдашнего главы Прикамья Юрия Трутнева. Перед референдумом округ (одна из беднейших территорий России) получил много обещаний, однако в большинстве случаев они остались на бумаге. Люди по-прежнему массово бегут отсюда в Пермь и другие крупные города, серьезные вопросы вызывают медицинское обеспечение и нехватка квалифицированных кадров. Ставка Басаргина на развитие лесной отрасли себя не оправдала. «Корень зла» эксперты видят в слаборазвитой дорожной сети региона.
Специфика функционирования и развития отдаленных и труднодоступных территорий заключается в слабом развитии дорожной сети, высоких затратах на строительство новых дорог, а также в сложных погодных условиях, отрицательно влияющих на сохранность существующих дорог. Соответственно, затруднено и привлечение инвестиций в дорожное строительство, что резко ограничивает перспективы социально-экономического развития населенных пунктов, находящихся на таких территориях, поясняют эксперты.
«В Кудымкаре ситуация получше, чем в Кизеле. Конечно, есть огромное количество вопросов, но они все появились еще задолго до того, как Коми округ попытался быть самостоятельным, по сути дела, не имея никаких собственных источников финансирования. В Кудымкаре, я считаю, необходимо развивать культурный туризм, ведь это одна из исторически знаковых точек на территории Пермского края. Нам необходимо уделять больше времени и сил вот таким малым территориям», – говорит Геннадий Сандырев.
Глава политической экспертной группы Константин Калачев считает, что для решения проблем Прикамья необходимо сосредоточиться на увеличении доходов регионального бюджета и повышении инвестиционной привлекательности края.
«Для исполняющего обязанности главы региона первостепенное значение имеет «наследство» ушедшего губернатора. Это ситуация с финансами, положение в экономике, проблемы в промышленности и сельском хозяйстве, социальной сфере, отношения с элитами, система взаимоотношений региональной власти с муниципалитетами, партиями и общественными объединениями, вопрос кадров. Ситуация в регионе тр домовебует обратить особое внимание на отдельные муниципальные образования (такие, как Чайковский), продолжить тему Пермской городской агломерации, массовое строительство домов и реконструкцию детских садов, школ, спортивных комплексов, больниц, исполнять «майские» указы главы государства о повышении зарплаты работникам бюджетной сферы. Все это требует денег. А значит, надо работать на увеличение доходов бюджета, повышение инвестиционной привлекательности края, создание благоприятной среды для ведения бизнеса. В текущем году дефицит краевого бюджета составляет 5,9 млрд рублей – это проблема, которую предстоит решать новому губернатору. В 2015 – 2016 гг. пермским Заксобранием были приняты законы, направленные на поддержку промышленности, в том числе о налоговых льготах для предприятий-инвесторов. Это хорошо, но недостаточно. От того, насколько успешно будут реализованы меры по созданию оптимальных условий для экономического развития, будет зависеть приток капиталов, рост производства, бюджетных доходов края, а значит, и популярность нового губернатора Пермского края», – отмечает эксперт.
Экс-министр региональной и национальной политики РФ Евгений Сапиро также обращает внимание на нехватку средств в регионе.
«Проблемы Пермского края можно разделить на три условные группы. Первая – недостаток ресурсов, тощий краевой карман. Это, прежде всего, проблема медицинского обслуживания, но она не единственная. Сюда же можно отнести содержание населенных пунктов. Вторая группа – завышенные запросы, пакет красивых, но капиталоемких инвестиционных проектов (аэропорт, вокзал, оперный театр, галерея, зоопарк). Третье – отсутствие у края своего лица. Нужен макияж, чтобы подчеркнуть свои конкурентные преимущества. Одно время, еще у области, таким лицом была «химизация». В девяностые и нулевые годы макияж был политическим: «не путайте нас с Пензой, мы демократы, рыночники». Олег Чиркунов в спорах – но не без успеха – представлял миру Пермь культурную. Басаргин с Гладневым от этого облика отказались, а другого не придумали.
Есть рецепты решения этих проблем? Есть. Но, как и большинство медицинских рецептов, они не всегда могут помочь полностью, а лишь частично. Да и принимать эти препараты надо с умом», – полагает господин Сапиро.
С его точки зрения, необходимы поочередная концентрация ресурсов на проблемных направлениях, активная работа по включению края в федеральные программы, заключение с крупными налогоплательщиками договоров, аналогичных тем, что подписаны с ЛУКОЙЛом. Нужны разработка и утверждение на всех уровнях и ветвях власти очередности реализации каждого проекта. Политическая воля, обеспечивающая временную заморозку одних проектов, и обязательную, своевременную, при любых условиях реализацию первоочередных задач при жесточайшем финансовом контроле. И, наконец, не обойтись без наличия у элит не казенной, а искренней любви и интереса к своей малой родине.
По мнению политолога Алексея Швайгерта, у нового главы региона немного шансов, чтобы решить реальные проблемы населения и остаться «на плаву».
«Очевидно, что «архимедов», которые бы могли найти точку опоры и радикально перевернуть ситуацию, среди губернаторов практически нет. Зависимость от федерального центра резко ограничивает пространство любого более-менее значимого экономического и политического маневра. А позволить себе разговор с Москвой «на повышенных тонах», торговаться за инвестиции и бюджетные вливания могут сейчас от силы два-три региональных лидера. Все остальные руководители регионов полностью вынуждены работать с тем потенциалом, который территория имеет сама по себе. В этом смысле Пермскому краю повезло. У региона есть и сырьевой, и промышленный потенциал. Другое дело, чтобы реально решать проблемы населения края, нужно становиться «тяжеловесом» в глазах Москвы. Предшественнику Решетникова сделать этого не удалось. Сомневаюсь, что получится и у Решетникова», – отметил господин Швайгерт.
В качестве причин он указал на «местных политических пираний». Пермские группы влияния таковы, что уже начали «пожирать» действующего врио губернатора. Всем им нужны экономические и политические преференции, «свои» люди на ключевых постах во власти, учет их разнообразных интересов.
«Учесть интересы только одной группы – значит обидеть других уважаемых людей. Раздать «всем сестрам по серьгам» – спровоцировать конфликт за перераспределение влияния. Отказать всем, сделать ставку только на свои силы и подбор лояльной только себе как главе региона команды – развязать войну всех против всех. Патовая ситуация», – уточнил эксперт.
Вторая причина – «злая воля Москвы». Кто бы что ни говорил, но у каждого губернатора есть свой патрон на федеральном уровне. За подобное покровительство приходится «платить», причем в самом прямом смысле этого слова – передачей крупных госконтрактов и подрядов определенному кругу фирм и организаций, уточнил Алексей Швайгерт. Обычно это дорогостоящее инфраструктурное строительство (мосты, дороги, объекты социального значения, коммерческая застройка).
«В нынешней системе координат таким образом платит любой региональный лидер, а это означает не только коррупцию, но и неэффективную трату бюджетных средств. Плюс колоссальные репутационные издержки губернатора: информация о непрозрачных тендерах и закупках имеет свойство утекать в СМИ и тиражироваться», – пояснил эксперт.
Причина третья – дефицит политической харизмы.
«Как мы знаем, прямые выборы губернаторов в ситуациях реальной конкурентной борьбы приводили к власти мощных харизматиков. Такие лидеры умели «глаголом жечь сердца людей», умели ярко показать, что наш регион «опорный край державы», что социально-экономическая ситуация изменяется к лучшему, а проблемы ежедневно решаются. Они позволяли себе жестко критиковать решения Кремля, выбивать региону преференции, зная главное – за ними «народная любовь», измеряемая конкретными цифрами персонального рейтинга и электобилити. Именно так губернаторы становились тяжеловесами, с их позицией начинали считаться. Сейчас, как мы видим, ситуация принципиально иная. В губернаторы приходят скучные чиновники, которые боятся окрытых выступлений перед населением и СМИ, несогласованных «наверху» решений, ярких действий. Предпосылок, что Решетников окажется другим, к сожалению, немного. Он – плоть от плоти современной бюрократической машины», – уверен эксперт.
Фото: perm.ru