Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Колчак был британским интервентом». Иркутский адвокат пытается добиться сноса памятника адмиралу

Редакция «ФедералПресс» / Мария Чернова
Иркутская область
18 ИЮЛЯ, 2017

Иркутский адвокат Олег Федоров подал административный иск к мэрии и правительству Приангарья в Кировский районный суд с требованием снести памятник Колчаку, установленный 13 лет назад у Знаменского монастыря. Также иркутянин добивается права стереть фамилию адмирала с фронтона краеведческого музея и демонтажа мемориальной доски на железнодорожном вокзале Иркутска. Эксперты оценили для «ФедералПресс» инициативу Федорова с точки зрения истории и права.

Свой иск адвокат Олег Федоров объясняет тем, что Александр Колчак до сих пор не реабилитирован и остается военным преступником, несмотря на попытку его оправдать в 1999 году.

«Забайкальский военный суд тогда отказался его оправдать. Что логично – только в Иркутской области по его приказам было расстреляно больше сотни человек. А сколько в Омске? В Забайкалье? Нет, не все они были бойцами Красой Армии. У многих и оружия не было. Приведу такой пример – на Ангаре людей били по голове колотушкой и без сознания спускали под лед? Это даже не казнь по военному времени, это истязание, – рассуждает в беседе с «ФедералПресс» адвокат Олег Федоров. – Рассуждение, что он хотел спасти Россию от большевиков тоже очень спорное. На тот момент он действовал по приказу британского правительства. Напомню, когда Колчак прибыл во Владивосток, он уже не был российским офицером. Он дезертировал с поста главнокомандующего Черноморским флотом, иммигрировал в Штаты, после в Велокибританию. Оттуда по приказу королевы направился в Месопотамию, а уже после корректировки маршрута – в Россию, узурпировать власть. Так что больше ему подходит определение британского интервента. Я против того, чтобы ставить памятники таким людям».

Инициатором создания памятника Колчаку адвокат тоже недоволен. По сведениям Федорова, автор идеи установить памятник адмиралу к 130-летнему юбилею, иркутский предприниматель Сергей Андреев, был главой местной ОПГ и обвиняется в организации нескольких заказных убийств, на данный момент находится в международном розыске.

Тема успела стать резонансной в Иркутске, хотя ранее попытки «запретить прославление Колчака» уже предпринимались. Большинство иркутян все же считают, что попытки «почистить» историю довольно нелепы.

«Это тема время от времени возникает с разной степенью реализации. Так, 80 лет назад табличку с фасада музея с фамилией Колчака уже затирали. И памятники разным деятелям страны не раз сносили. Все это мы уже проходили. Вроде бы должны чему-то научиться. Хотя бы тому, что время от времени всплывают новые факты из истории разного времени, но это не значит, что нужно прицельно забывать отдельных ее героев. Тем более, влияние именно на Иркутск Колчак оказал достаточное и вне линии политики, он много сделал для истории и географии нашей области. Неверно утверждение, что современные истории якобы стараются обелить адмирала. Мы призываем не забывать», – резюмирует иркутский политолог, кандидат исторических наук Алексей Петров.

К слову, опытные юристы убеждены в том, что шансов у иска нет даже на судебное разбирательство. По их мнению, судья «завернет» инициативу еще на подступах к залу суда.

«Шансы у иска, конечно, нулевые. Во-первых, есть неразбериха с отдельными решениями по делу адмирала, вернее, в какой стране они были приняты. Так, расстрел Колчака и его признание военным преступником произошло в 1920 году. Такой страны как РСФСР для всего мира не было, большинство стран не признало ее. Так, кто объявил Колчака военным преступником? Второй момент, РФ, конечно, объявила себя преемницей СССР, но дело касается лишь международных обязательств, а не внутренних событий. В-третьих, не в курсе проблем с реабилитацией Колчака в Забайкальском военном суде, но предположу, что они могут быть связаны с тем, что иск подавался от лица неких общественников, хотя по закону это должны сделать прямые наследники верховного правителя России, – перечисляет в беседе с «ФедералПресс» Алексей Ткач, юрист с более чем 20-летним опытом. – Кстати, можно еще Герцена и Белинского вспомнить, они тоже были объявлены государственными преступниками. А Ленин: Он же, хоть и отсидел ссылку в Шушенском, но статус госпреступника с него никто официально не снял. Почему бы и его памятники не начать сносить? Ах да, их же уже сносили в свое время».

Тем не менее, сам истец уверен в благополучном исходе дела. Он обращается внимание на недавний прецедент в Санкт-Петербурге, где 5 июля 2017 года суд вынес решение о демонтаже памятной доски Колчаку, полгода провисевшей в Петроградском районе.