Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Карта выборов. Выпуск 9. В Прикамье отфильтровали двоих кандидатов

Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Барков
Пермский край
7 АВГУСТА, 2017

«ФедералПресс» продолжает проект «Карта выборов», из которого можно узнать о персоналиях, союзах и коалициях, ресурсах и агитационных новинках, ознакомиться с последними сводками с фронта борьбы за электорат. В этом выпуске мы расскажем, кто в Пермском крае не прошел муниципальный фильтр. Приятного чтения!

Без права на ошибку

Накануне пермский крайизбирком проверил подписи муниципальных депутатов, собранные в поддержку кандидатов на губернаторских выборах. По закону кандидаты должны были представить 234 подписи, из которых 51 должна принадлежать главам и депутатам муниципальных районов (городских округов). Возможность допустить ошибку была, но минимальная. Сверх необходимого разрешалось сдать 11 подписей (две второго уровня). При этом кандидат должен был заручиться поддержкой депутатов минимум из 36 муниципальных образований региона из 48.

В итоге необходимое количество достоверных подписей представили пять кандидатов – глава региона Максим Решетников, Ирина Филатова (КПРФ), Олег Постников (ЛДПР), Владимир Аликин (СР) и Андрей Степанов («Патриоты России»). Не смогли выполнить условия прохождения муниципального фильтра Константин Окунев и Олег Хараськин, который сдал подписи депутатов второго уровня из 36 регионов (установленный законом минимум в три четверти муниципальных образований региона). Тем самым кандидат лишил себя права на ошибку, так как любая неточность оставляла его за бортом кампании.

Из семи кандидатов шесть представили максимальное количество подписей – 245 при необходимых для регистрации 234, уточнили в крайизбиркоме. Все подписи оказались действительными в списках Решетникова, Аликина и Степанова. У Филатовой обнаружились три недействительные подписи, у Постникова – шесть, что не помешало им выполнить требования закона.

Протест Хараськина

В списках Олега Хараськина были обнаружены четыре незасчитанные подписи депутатов второго уровня, что автоматически означало невыполнение условий прохождения муниципального фильтра. Засчитанные подписи собраны в 32 муниципальных образованиях при необходимых 36 (три четверти от числа муниципальных образований в регионе). Перед сверкой подписей Хараськин допускал возможность, что у него окажутся так называемые сдвоенные подписи от депутатов, ранее подписавшихся за других участников избирательной гонки. В таком случае голос депутата засчитывается в пользу того, за кого он высказался раньше. Однако после оглашения результатов проверки Олег Хараськин с ними не согласился и заявил о намерении инициировать проверку совпадений.

«Найдены четыре подписи депутатов, которые дублируются с подписями за кандидата Степанова. Каким образом стало возможно такое дублирование, сказать сложно. На момент сбора подписей оно было исключено», – написал политик на своей странице в Facebook.

Самоотвод Окунева

Константин Окунев представил комиссии 27 подписей в свою поддержку, все они были признаны действительными, но их количества не хватает до необходимых 234 подписей. Ранее в своем обращении к президенту политик признал, что физически не может собрать подписи в свою поддержку.

«Мы все же собрали около 160 первых, единственных подписей депутатов муниципалитетов Пермского края. Депутатов Земских собраний и городских Дум собрали более 40 в 27 районах. Сдал же я в избирком только 27 подписей депутатов второго уровня. Подписи депутатов поселений и более десятка депутатов Земских собраний сдавать не стал, чтобы элементарно не подставлять людей. Помимо этого, сдача документов на регистрацию позволяет нам делегировать своего представителя в крайизбирком для того, чтобы принимать участие во всех мероприятиях, связанных с проверкой документов других кандидатов», – отметил Константин Окунев на своей странице в Facebook.

«Сенсаций не произошло. Представители парламентских партий вышли в следующий этап плюс Степанов от «Патриотов России». Причина проблем двух непрошедших кандидатов, считаю, техническая, а не политическая. Я не думаю, что тот же Хараськин представлял такую угрозу, чтобы его снимать с выборов», – отметил руководитель уральского филиала ФоРГО Анатолий Гагарин.

«Судьба Окунева была предрешена его многолетней несистемной позицией. Хараськин мог избежать такой участи, но для этого надо было дистанцироваться от Окунева и максимально прозрачно задекларировать свою позицию. Набрав в штаб сомнительных людей, допустив фактор неопределенности и не развеяв опасений, Хараськин своими руками сформировал для себя фильтр, который сам же и не смог преодолеть», – считает политтехнолог Дмитрий Логинов.

В открытом режиме

Проверка достоверности подписей впервые прошла в крайизбиркоме в максимально открытом режиме. На процедуру были приглашены представители краевой Общественной палаты, прессы, правозащитники. По мнению координатора пермского представительства ассоциации «Голос» Виталия Ковина, все было организовано открыто, прозрачно, корректно.

«Во-первых, свободно можно было наблюдать за всеми процедурами и спорными моментами, высказываться. Решения продиктованы требованиями закона. Осталось пять кандидатов. Во-вторых, муниципальный фильтр (т.е. эти самые требования закона) – абсолютное зло и должен быть полностью отменен, косметические изменения его никоим образом не спасут», – подчеркнул эксперт.

Фаворит, спойлер и спарринг-партнеры

Таким образом, участие в выборах продолжает их фаворит глава Прикамья Максим Решетников, считающийся его спойлером Андрей Степанов и три так называемых спарринг-партнера от парламентских партий.

«Что касается успешного прохождения муниципального фильтра четырьмя кандидатами от парламентских партий и одним кандидатом-спойлером, то это было вполне ожидаемо. Точно так же абсолютно ожидаемым стало и непрохождение муниципального фильтра Константином Окуневым. Единственная интрига, которая, на мой взгляд, сохранялась до конца, пройдет ли фильтр Олег Хараськин. Считаю, что у него были все шансы сделать это, но, видимо, его команда недостаточно качественно подошла к проверке подписей и исключению их задвоения. Судя по последним записям Хараськина в соцсетях, он сдаваться не намерен и собирается бороться за признание подписей действительными. Так что вполне возможно, что эта история еще не закончена. Но на исход выборов все это уже точно никакого влияния не окажет», – отметил Николай Иванов, политический консультант, член регионального штаба ОНФ в Пермском крае.

«Как я и говорил ранее, на губернаторских выборах, начиная с 2012 года, сложились две базовых конфигурации по количеству участников. Условно говоря, это схема 1+3 или 1+4. То есть в бюллетень для голосования попадают основной кандидат плюс три или четыре спарринг-партнера. В этом смысле, Пермский край следует, если можно так выразиться, неким сложившимся специфическим электоральным традициям. И связаны они с тем, чтобы не допустить распыления голосов важнейших для власти групп избирателей. Прежде всего, патерналистов, конформистов, ура-патриотов и просто тех, кто привык голосовать за любую действующую власть по принципу «лишь бы не было хуже». Кроме того, как известно, чем богаче выбор, тем больше сомнений возникает в его правильности накануне даты голосования. До 20-30 % избирателей, несмотря на агитацию, определяются со своими симпатиями непосредственно на избирательном участке. Поэтому сокращение числа кандидатов в бюллетене преследует в том числе и конкретную технологическую цель – сузить пространство для маневра неопределившихся избирателей», – считает политконсультант Алексей Швайгерт.

Еще два кандидата на выход

Алексей Швайгерт отметил, что не стал бы исключать снятия с дистанции Степанова или Аликина. Первый в силу того, что выдвинут «патриотами», а эта повестка после крымских событий перехвачена «Единой Россией». Поэтому в штабе Решетникова могут посчитать, что негоже отдавать голоса этой группы избирателей техническому кандидату, ну а дополнительные 2-3 % не повредят и самому врио. С меньшей вероятностью, но все же, подобная участь может постичь и кандидата от «СР». Сторонники эсеров по своим социально-демографическим характеристикам во многом пересекаются с типовым портретом сторонника партии власти и, в случае отсутствия «своего» кандидата, переток большей части их голосов произойдет в пользу Максима Решетникова по понятным причинам.

Окончательный список участников выборов будет назван на следующей неделе после проверки всех документов, сданных кандидатами в крайизбирком.