Редакция «ФедералПресс» / Ярослав Малых
Волгоградская область
5 ДЕКАБРЯ, 2017
Волгоградская областная дума приняла бюджет на следующий год. Несмотря на дополнительные вливания из федеральной казны, распределенных поправками губернатора, в документе остаются недофинансированными ряд важных направлений. По каким статьям казна проявила щедрость, а в чем наоборот решено ужаться, как обстоит дело с выполнением социальных обязательств, что предлагала оппозиция и почему ей отказали даже в обеспечении детей-сирот – в тонкостях бюджета разобрался «ФедералПресс».
Думцы приняли в третьем окончательном чтении областной бюджет на 2018-й и плановый период 2019-2020 гг. На следующий год и доходы и расходы запланированы в одном объеме – 83,5 млрд рублей. 23,5 млрд – безвозмездные поступления из федеральной казны, что на 2 млрд меньше, чем в бюджете текущего года. В целом размер областного бюджета в 2017 также больше – 86,195 млрд.
В целом бюджет останется, как принято говорить, «социально-направленным». Больше половины расходов приходится на эти нужды. Особенно следует выделить образование – одна из немногих сфер, по которой финансирование предложено увеличить, причем сразу на 26,2 % – с 15,87 млрд в этом году до 20,02 млрд в 2018-м.
При этом больше 917 млн рублей на эту сферу дополнительно перераспределено уже в поправках ко второму чтению. Их – на общую сумму 4,99 млрд, напомним, предложил губернатор области Андрей Бочаров после решения о выделении региону дополнительных федеральных средств. 500 млн средств на образование, кстати, будет направлено на субвенции муниципалитетам.
В полтора раза увеличены расходы на комитет культуры региона – с 1,1 млрд в текущем году финансирование достигнет 1,66 млрд в 2018-м. Однако при погружении в детали ясно, что увеличены не ассигнования учреждениям культуры, а на конкретные мероприятия. Так 300 млн рублей предложено направить на мероприятия в рамках проведения в Волгограде чемпионата мира по футболу (фестиваль болельщиков и т.п.), 77,2 млн рублей на празднование 75-летия Победы в Сталинградской битве (2 февраля 2018 г.). 190 млн рублей пойдет на строительство культурного центра в городе Урюпинске и т.д.
«Общегосударственные вопросы», то есть траты собственно на чиновников, будут профинансированы на 6,5 % щедрее, чем в 2017 году. Сокращены расходы только на представительство администрации в Москве – на 9,4 млн рублей (почти 27 %) и комитет по делам национальностей и казачества, с которого сняли 1,4 млн рублей(3 %). Существенно ужмется комитет финансов – на 19,6 %.
Другим структурам и органам власти средств прибавили. Например, комитету по закупкам 17,4 %, избирательной комиссии прибавят почти 62 % – 73 млн рублей. Общие расходы облизбиркома таким образом вырастут до 191 млн. В том числе на проведение референдума (о смене часового пояса, который, как ранее сообщал «ФедералПресс», фактически инициировал губернатор), будет потрачено 69,5 млн рублей.
Резко снижены ассигнования аппарату губернатора – а 609 млн рублей(68,8 %), однако в этом случае речь идет о перераспределении функций. Так почти в 7 раз увеличено финансирование управление делами администрации – на 412 млн рублей, значительный рост также у комитета по внутренней и информационной политике – на 76,4 млн. Кроме того, сокращены на 185 млн рублей расходы на «материально-техническое и иное обеспечение» органов власти и госучреждений. Зато на зарплаты только сотрудников госучреждений решено прибавить почти 48 млн рублей.
Бюджет комитету экономической политики и развития увеличат на 51 % – его расходы вырастут до 849,4 млн рублей. На физкультуру и спорт расходы прибавят на 111,3 млн (почти 17%), причем, в том числе на профессиональный спорт прибавят 22,8 млн рублей.
При всех этих расходах бюджета в утвержденном варианте не хватает, чтобы «полным рублем» заложить на весь следующий год расходы по некоторым важным направлениям.
Так на меры социальной поддержки не хватает 2,4 млрд рублей – 38,8% от потребности. Причем в упомянутых губернаторских поправках было добавлено 790,4 млн рублей. На подраздел «охрана семьи и детства» сокращение расходов составило 839 млн рублей(29,1 %).
Сокращены также субвенции муниципалитетам на компенсации части родительской платы в детсадах (на 49,7 млн), а также на выплату пособий по опеке и попечительству(на 56,4 млн рублей). В целом на социальную политику заложено 24,91 млрд рублей, что на 1,71 млрд (6,4 %) меньше, чем в уходящем году.
Затраты на СМИ вырастут на 28,2 % – до 118 млн рублей, при этом субсидии муниципалитетам на периодическую печать, напротив, сократят – сразу на 49 млн рублей. Как предположил собеседник «ФедералПресс» в депутатском корпусе, не пожелавший быть названным, это может означать закрытие районных газет (на самоокупаемость перейти готовы очень немногие), а задачу необходимого информирования полостью возьмут на себя в областном центре. Подробности этой ситуации мы обязательно проясним.
На обслуживание госдолга уйдет 3,56 млрд рублей, а в последующие годы эта сумма будет только расти – до 4,45 в 2020 году.
Стоит отметить существенно сокращение расходов на транспорт и дорожное хозяйство – на 45 % или 4,9 млрд рублей. В расходах на транспорт на 45 млн рублей снижены ассигнования на подпрограмму «развитие системы общественного транспорта», на 40,8 млн рублей(10,5 %) на энергосбережение(приобретение новых автобусов и коммунальной техники).
Еще более радикально уменьшат финансирование дорожной отрасли. Так на содержание дорог в 2017 году направлено 2,27 млрд рублей, по госпрограмме на 2018-й утверждено 2,34 млрд, а фактически в бюджете предусмотрели лишь 1,13 млрд(чуть больше 48 %). Аналогичным образом недофинансирование прописано и на капремонт дорог -553 млн по бюджету против 1,37 млрд согласно госпрограмме «Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения». При этом в 2 раза (на 1,06 млрд) увеличены расходы на субсидии муниципалитетам по финансированию ремонтов муниципальных дорог. А вот с госпрограммы «Строительство и реконструкция дорог общего пользования (кроме федеральных)» сняли больше 677 млн (60 %).
Добавим, также что на питание школьников из малоимущих детей заложено только 178,5 млн рублей, то есть половина от потребности, а на выплату стипендий в сузах и компенсаций детям-сиротам, в бюджете не хватает 52 % – около 200 млн рублей.
Собственно говоря, спорить с этими параметрами, желание обнаружилось лишь у фракции КПРФ и, традиционно, депутата Михаила Таранцова. Ко второму чтению, отметим, поправки подготовил только он и губернатор. Но если все новшества со стороны администрации, разумеется, были утверждены профильным комитетом, то поправки Таранцова напротив вошли в свод «отклоненных».
На помощь ему, впрочем, пришла представитель областной прокуратуры, которая озвучила депутатам претензии к документу со стороны надзорного органа. В том числе она обратила внимание на снижение господдержки предпринимателей, а главное на то, что бюджет по-прежнему не закладывает необходимых средств на обеспечение жильем детей-сирот. В бюджете на эти цели заложено всего 266 млн рублей, а необходимо уже больше 6 млрд. Причем только по судебным решениям речь о сумме свыше 600 млн.
Таранцов также предлагал на 100 млн увеличить упомянутого выше питания школьников из малообеспеченных семей, на ту же сумму увеличить финансирование массового спорта и физкультуры, на 100 млн же увеличить софинансирование программы газификации области и т.п.
Разумеется, один за другим все предложения оппозиционера были последовательно отклонены. Но прежде чем бюджет был утвержден уже в третьем чтении, мнение Таранцова стало поводом для небольшого скандала.
Слово для выступления взял единоросс Александр Осипов, заявивший, что позиция фракции коммунистов «базируется на абсолютных цифрах, которые нарисованы на бумаге».
«Это односторонний подход, который не отвечает реалиям с сегодняшнего дня. Очень просто заявить, что не хватает квартир детям-сиротам. Однако прокуратура в части проверок реализации закона могла бы проанализировать то, каким образом количество нуждающихся за короткий срок увеличилось на 4 тысячи человек, – продолжил Осипов, – мы обсуждали этот феномен. И выяснилось, что он базируется не на недоразумении, а на процессе того, что в число заявителей попали те люди, которые приняли детей, но не усыновили, а взяли на опеку».
Осипов заявил, что Таранцов занимается манипуляциями, спекуляциями и даже «паразитированием смыслов». «Совершенно непросчитываемыми суммами вводят в заблуждение наших избирателей. И они считают, что господин или товарищ Таранцов может волшебным образом достать их кармана плохих людей, то есть власти, деньги, чтобы дать, например, на проезд ветеранам, – негодовал Осипов, – это фальсификация. К этому равнодушным быть нельзя. В очередной раз поставить товарища Таранцова в определенную позицию и сказать ему, что не надо валять дурака, вводить в заблуждение. Это все ложь».
Руководитель фракции КПРФ Алексей Буров такого выступления не выдержал, заявил, что тот не в первый раз «переходит к нападкам на личности и на фракцию, что недопустимо» и попросил «ограничить Осипова».
Сам Михаил Таранцов же настаивал: «что неразумного и фантастического мы излагаем? Конечно, только областным бюджетом не можем решить ситуацию по сиротам. У вас власть, обращайтесь к депутатом Госдумы, к лидеру вашей партии. А питание детей как вообще можно под сомнение ставить?», – недоумевал коммунист.
Первый вице-спикер думы, глава реготделения «Единой России» Сергей Горняков объяснил, что в партии власти «тоже хотят помогать людям». «Неоднократно я вас просил – представьте альтернативный бюджет. Как в Госдуме делает «Справедливая Россия», его частично учитывают при принятии. Вы сделайте, сбалансируйте, чем заявлять что-то урывками», – предложил Горняков. Кстати, реакции от коммунистов на это не прозвучало. Ответил Горняков и по поводу контактов с федеральными депутатами.
«Наши депутаты все работают на территории, решают проблемы, которые им ставит и губернатор, и партия региональная. Мы обращаемся, есть уже многие федеральные решения. А депутата от фракции КПРФ( Николай Арефьев, депутат от трех нижневолжских регионов, но основным для него, очевидно, является Астрахань – прим. «ФедералПресс») мы в глаза не видели. Откуда он взялся и чем он занимается абсолютно не видно», – парировал Горняков.
Еще один зампред думы Ирина Соловьева попросила представить ей протокол и стенограмму заседания, объяснив, что Михаилу Таранцову, по ее мнению, придется публично извиняться. «Есть признаки нарушения депутатской этики и ее кодекса. Вы все органы власти субъекта обвинили в том, что в регионе проводится политика, которая приводит к негативным последствиям». В свою очередь Алексей Буров напомнил, что рассмотреть надо и неэтичное поведение депутатов от власти.
Кстати, на том же заседании были внесены и коррективы в бюджет текущего года, о которых «ФедералПресс» уже писал. В результате общий объем средств, которые в течение года перераспределили поправками превысил 31 млрд рублей(при бюджете в 86 млрд).
«Такого не было никогда и, наверное, нет нигде. На собственную социально-экономическую стратегию администрация не ориентируется», – поделился в кулуарах один из народных избранников. «Понятно, что периодически Федерация добавляет, но ведь изменения таковы, что это совершенно другой документ на выходе, то есть планирование основных параметров ужасно хаотичное. В таком формате нельзя прогнозировать даже на среднесрочную перспективу», – считает собеседник.
Добавим, что бюджет Волгограда также рассчитывает на позднейшие изменения, причем за счет благосклонности от областных финансистов.
Фото: пресс-служба областной думы и Facebook.com//Николай Лукьяненко