Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Барков
Пермский край
19 АПРЕЛЯ, 2018
Объединение и укрупнение муниципалитетов стало одним из основных направлений внутренней политики Прикамья после губернаторских выборов в сентябре прошлого года. Формально это – инициатива территорий, которую поддерживают краевые власти. Но одновременный запуск преобразования нескольких территорий говорит о координации и пристальном внимании главы региона. Какие процессы запущены в Пермском крае и к чему они должны привести – в материале «ФедералПресс».
Об укрупнении территорий в Прикамье заговорили осенью прошлого года, однако отправной точкой масштабного процесса слияния муниципалитетов все-таки стоит назвать встречу глав регионов с премьер-министром России Дмитрием Медведевым на сочинском инвестфоруме. Тогда губернатор Пермского края Максим Решетников отметил преимущества одноуровневой системы местного самоуправления, существовавшей в стране до 2003 года, а в качестве недостатка двухуровневой системы управления «городское поселение – муниципальный район» выделил неоправданно высокие расходы на содержание чиновничьего аппарата в бедных сельских поселениях.
«Сейчас на уровне поселений расходы на управление в муниципалитетах превышают 50 процентов и доходят до 80 процентов. Мы кормим чиновников, которые реально вопросы населения не решают», – подчеркнул Максим Решетников.
В Прикамье, например, в Усьвинском сельском поселении (собственные доходы 2,7 млн рублей, расходы на содержание администрации – 1,7 млн) и Шахтинском сельском поселении (соответственно 4,8 млн и 3 млн) этот показатель достигает 62 процентов.
Эксперты согласились с тем, что преобразование муниципальных районов в городские округа позволит устранить дублирование полномочий и повысить эффективность управления, сократить расходы на содержание аппарата и увеличить доходную часть бюджета.
«Это нерационально, когда в одном здании размещаются администрации муниципального района и городского поселения, дублируя полномочия друг друга. При этом сельским поселениям катастрофически не хватает специалистов, которые сосредоточены в администрациях района и городского поселения, не хватает налогооблагаемой базы, и нет возможности ее увеличить. Как результат, территории сидят на дотациях. Ситуацию можно изменить, если присоединить их к сильному игроку», – пояснил Александр Русанов, исполнительный директор Совета муниципальных образований Пермского края. Он отметил, что у жителей сельских поселений появится шанс на более достойный уровень жизни, у объединенных территорий вырастет инвестиционный потенциал и откроются возможности привлекать больше средств из вышестоящих бюджетов.
Этой же точки зрения придерживается зампред земского собрания Гремячинского района Евгений Сивцев: «В двух словах, главное – это одна дверь и один кошелек. Власти района и города часто не могли найти общее понимание, затраты времени на решение проблем бывали таковы, что в момент нахождения общего знаменателя вопрос уже терял актуальность. Объединение позволит упростить процесс принятия управленческих решений, даст больше маневра для эффективного использования бюджетных средств, планирования и вхождения в муниципальные и федеральные программы».
В текущем году объединительные процессы должны завершиться в Краснокамске, Чайковском, Соликамске, Гремячинске, Кизеле, Горнозаводске и Оханске. Окончательно этот список был сформирован в конце марта – начале апреля. Слияние предполагает создание городских округов, в которые войдут сельские поселения из муниципальных районов.
Краснокамск, Чайковский и Соликамск отличаются наличием сильных групп влияния, причем в первых двух территориях они не стеснялись входить в открытые конфликты с краевыми властями. В Перми по этому поводу шутили, что каждому губернатору суждено отправить в отставку мэра Чайковского. Гремячинск, Кизел и Горнозаводск – непростые территории на северо-востоке региона, часть из которых давно входит в разряд депрессивных. В компании с ними должен был принять участие в объединительных процессах Чусовой, но для него камнем преткновения стал статус моногорода – ТОСЭР. Велись консультации по преобразованию Кунгура. Считалось, что модератором выступит экс-глава города, ныне – министр терразвития Прикамья Роман Кокшаров, однако процесс забуксовал и был отложен.
Алгоритм преобразования территорий включает в себя три этапа. На первом дума городского поселения выдвигает инициативу о преобразовании в городской округ, которая должна быть поддержана местным земским собранием и после этого утверждена краевым заксобранием. На втором этапе советы депутатов сельских поселений, дума вновь созданного городского поселения и земское собрание муниципального района выдвигают инициативу о преобразовании поселений путем объединения с городским округом. Оба этих этапа должны быть завершены весной, чтобы успеть в июне объявить а в сентябре провести выборы в новые органы местного самоуправления. Эти выборы станут заключительным третьим этапом. Они запланированы во всех объединяющихся территориях, кроме Соликамска. На предстоящем в четверг пленарном заседании ЗС будут рассмотрены вопросы объединения поселений Гремячинского и Кизеловского районов в городской округ в границах соответствующих муниципальных районов и преобразование Горнозаводского и Оханского городских поселений в городские округа.
«В целом создание новых городских округов в ряде территорий обосновано. Это касается, прежде всего, территорий, где более семидесяти процентов населения проживает в городах и где окружающие населенные пункты не удалены на большие расстояния. Объединение позволит сэкономить значительные средства на содержании администраций и упростить саму систему управления. Как показал пример Губахи, это может стать мощным драйвером развития территории», – считает депутат заксобрания Александр Григоренко.
Реорганизация подразумевает новые выборы в органы МСУ. Их надо проводить в сентябре, чтобы не ждать еще целый год, отметил депутат заксобрания Александр Борисов. «Знаю, что в Кизеле и Гремячинске выборы готовятся, по идее, в новой нарезке округов. Оснований для этого два – изменение численности населения в избирательных округах, что должно вести к их коррекции для удобства избирателей, и добавление муниципальных районов, территорию которых необходимо разделить на одномандатные округа. Слышал, что руководство края и избирком уже начали готовиться к сентябрьским выборам, работа по перенарезке округов началась, и она не должна занять много времени».
Согласно внесенным и принятым законопроектам, в Горнозаводске, Гремячинске, Кизеле и Оханске количество мандатов останется прежним, а в Краснокамске и Чайковском будет увеличено. При этом источники в муниципалитетах уверяют, что местные администрации и ТИКи вопросами нарезки округов не занимаются. Наши собеседники из окружения глав Чайковского и Краснокамска рассказали, что на краевом уровне идет подготовка полностью новой нарезки округов в объединяющихся территориях. При этом основные решения по ее форматам и границам принимаются исключительно на уровне края. Это грозит стать серьезным испытанием для местных групп влияния, которые рассчитывали на сохранение прежних удобных для них границ округов.
Эксперты предположили, что перенарезка может привести к обнулению прежних местных договоренностей в том числе коррупционного характера. Муниципалитеты смогут начать с чистого листа, убрав из представительных органов МСУ деструктивных, несистемных и неэффективных в силу, например, очень преклонного возраста или занятости по основному месту работы депутатов. Кроме того, новая нарезка на выборах должна послужить дополнительным барьером для криминала. Под ударом окажутся в первую очередь местные «князьки», которых максимально отодвинут от управления ротацией местных элит.
«В Прикамье давно назрела проблема обновления элит. В той же краснокамской думе заседает много непонятных лиц, потому что более достойные отказывались идти на выборы. Их принципиальное нежелание избираться можно понять: местечковая борьба между одними и теми же персонажами давно всем надоела», – считает политический консультант Николай Иванов.
«Ротация в некоторых территориях точно обнулит старые правила, и перенарезка округов сыграет в этом не последнюю роль. Результатом должен стать рост эффективности управления муниципалитетами, в чем заинтересованы краевые власти и должны быть заинтересованы местные», – отметил политтехнолог Юрий Исаев.
Фото автора