Редакция «ФедералПресс» / Виталий Паутов
Москва
23 СЕНТЯБРЯ, 2018
Главным событием уходящей недели стали губернаторские выборы. Активно обсуждались скандальные итоги второго тура голосования на выборах главы Приморского края. Два претендента на этот пост явно перегнули палку, и в итоге оба оказались ни с чем: результаты отменены, регион ждут новые выборы. В этом свете становятся еще более интересными предстоящие вторые туры в трех регионах: Владимирской области, Хабаровском крае и Хакасии. За несколько дней до голосования владимирский губернатор Орлова признает ошибки, хабаровский глава Шпорт приглашает соперника работать вместе, а глава Хакасии Зимин вообще занял странную позицию. Смыслы недели разбираем вместе с ведущими политологами страны.
Избирательная комиссия Приморья признала недействительными результаты второго тура выборов главы региона. Это решение предложила глава ЦИК Элла Памфилова. В избиркоме решили, что это будет лучший выход из ситуации, в которой оба кандидата допустили множество нарушений, из-за чего нельзя быть уверенными в достоверности результатов голосования. Врио губернатора Андрей Тарасенко по-прежнему будет исполнять обязанности главы края. Однако примет ли он участие в новых выборах – большой вопрос. Известно лишь, что голосование должно состояться не позднее 16 декабря.
Можно ли считать отмену выборов и назначение новых удобным для всех сторон сценарием? Как себя в этой ситуации проявила ЦИК? Какие ошибки должны учесть будущие кандидаты и что сделать, чтобы избежать их повторения?
Комментирует заместитель директора Национального института развития современной идеологии Глеб Кузнецов:
«Сценарий в Приморье надо оценивать не с точки зрения того, кому он выгоден и удобен, а с точки зрения законности. По закону поскольку второй тур не выявил явного победителя, необходимо устроить повторные выборы. В этой ситуации позиция ЦИК правильная, законная. А уж кому это удобно, другой вопрос. Сказать, что удобно действующей власти, сложно. Вообще, любой скандал, непонимание того, кто победил, – это не очень хорошие новости».
Комментирует директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев:
«Да, наверное, это удобный вариант. Главная проблема – сомнения в легитимности выборов. Если оно есть у граждан, считайте, что выборов у вас вообще не было. Я оцениваю события в Приморье с точки зрения законности. Стратегия следования закону всегда оправданна. Даже если сейчас придется поступиться выгодами, которые можно получить, нарушив закон, в какой-то момент это скажется. А власть держится на законности. ЦИК поступила единственно правильным образом. И важно, чтобы этот поступок возымел эффект на остальные регионы, где пройдет второй тур
Комментирует президент Российской ассоциации политконсультантов Алексей Куртов:
«Неделю назад ситуация в Приморье зашла в тупик. Безусловно, из тех вариантов, которые были, отмена выборов – лучший. Очень хорошо, что проявила себя ЦИК, и Памфилова настояла на том, что выборы надо отменять. Решение, конечно, принимают не они, а региональная избирательная комиссия, но ЦИК проявила позицию. И самое главное, что это решение повлияет на выборы в Хакасии, Хабаровском крае и Владимирской области.
Что касается кандидатов, для них вряд ли что-то изменится. Они должны вести себя как обычно: встречаться с людьми, вести свою кампанию. Нового ничего не надо. А вот избирательные штабы должны сделать поправку в своей работе».
Действующий губернатор Владимирской области Светлана Орлова не смогла одержать победу в первом туре. Ее соперником во втором станет представитель ЛДПР Владимир Сипягин. Орлова быстро отреагировала на слова президента Владимира Путина о том, что необходимо прислушиваться к населению и оппонентам, даже если их точка зрения расходится с позицией власти. На фоне стремительно разворачивающихся событий в Приморье Орлова поспешила записать обращение к землякам. Губернатор признала, что была не права в некоторых ситуациях, и продемонстрировала готовность меняться. Оппонента Орловой считают более слабым претендентом,но как поведут себя избиратели в воскресенье, неизвестно – навернякаони уже присматриваются к либерал-демократу.
Поможет ли Светлане Орловой ее «покаяние» одержать победу?
Комментирует политолог Глеб Кузнецов:
«В первом туре люди голосовали не «за», а «против». И это касается не только Владимирской области, но и всех регионов, где пройдет второй тур. Кто до выборов знал Сипягина, соперника Орловой? Он и другие оппоненты действующих руководителей, вышедшие во второй тур, набрали больше голосов, чем ожидалось по их социологическим показателям. Даже Фургал из Хабаровского края, самый статусный из тех, кто прошел во второй тур, больше двадцати процентов никогда не набирал. Вопрос вопросов сейчас: сможет ли Орлова извлечь урок и объяснить избирателям, что голосование «против» непродуктивно».
Комментирует директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев:
«Ситуация показывает, что избиратели голосовали против Орловой. Но вопрос в том, против ее политики или против нее лично? Она довольно жесткий человек и с местными элитами не нашла понимания. К тому же она должна поддерживать федеральные реформы, а вот население их не поддерживает. В результате сложились две составляющие: напряженная социальная ситуация и то, что элита недовольна лично Орловой.
Нельзя сказать, что у действующего губернатора шансов нет. Они есть, но они не стопроцентны.
С другой стороны, представьте, что выиграет кандидат от ЛДПР. Тогда я ему не позавидую. Люди придут и скажут: «Мы за тебя голосовали, отменяй повышение пенсионного возраста!». И что ему делать? Это не находится в компетенции губернатора. Но если бы он не противопоставил свою программу реформе, Орлова выиграла бы в первом туре».
Комментирует президент Российской ассоциации политконсультантов Алексей Куртов:
«Не очень вижу связь заявлений Орловой с дальнейшей электоральной поддержкой. Люди, наверное, оценили ее покаяние, то, что она признала ошибки. Но эти ошибки и привели к такому результату на выборах. Все эти слова надо было говорить в течение пяти лет губернаторства. Не думаю, что это хороший шаг – делать такие заявления в последний момент.
Прогнозы на второй тур – дело неблагодарное. Могу лишь сказать, что у Орловой не только с населением сложности, но и с местной элитой. В этом главная для нее трудность».
Комментирует директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов:
«Обращение к гражданам – совершенно правильный ход со стороны Орловой. Это классика: каждый кандидат, который проходит во второй тур, как правило, обращается к избирателям, проводит анализ итогов, почему именно столько избирателей за него проголосовали, дает определенные коррективы. Иногда, если были прогнозы уверенной победы, но этого добиться не удалось, приносят извинения за какие-то ошибки, потому что соперники тоже набирают голоса не просто так. Конечно, это обращение апеллирует к определенной целевой аудитории. В данном случае, я думаю, оно в первую очередь понравится женщинам. Орлова исполнила все очень качественно, она хорошо смотрелась. Сколько это принесет голосов, предугадать невозможно, но это, несомненно, будет засчитано ей в плюс».
Второй тур губернаторских выборов в Хабаровском крае, как и во Владимирской области, вывел в лидеры кандидатов от «Единой России» и от ЛДПР. Но ситуация здесь разворачивалась по другому сценарию. Во-первых, либерал-демократ Сергей Фургал – более заметная фигура. Во-вторых, действующий глава региона Вячеслав Шпорт, видя, чем закончился второй тур в соседнем Приморском крае, решил действовать на опережение. Он провел переговоры с соперником и пригласил Фургала войти в свою команду первым заместителем. Переговоры вроде бы прошли позитивно. Либерал-демократ согласился войти в команду. Но многими, вероятно, ожидаемого отказа Фургала от дальнейшей кампании не последовало. Напротив, он заявил, что пойдет до конца.
Как расценивать потенциальное объединение оппонентов? Не отвернутся ли от Фургала его сторонники? Насколько такое развитие событий типично для российской и мировой политики?
Комментирует директор Института новейших государств Алексей Мартынов:
«Я видел мнение самого Фургала. Переговоры со Шпортом не означают, что он отказывается от борьбы. Речь идет о том, что, если действующий губернатор выиграет, он обязательно Фургала пригласит в команду, и его задумки пойдут в работу в любом случае. Это свежая кровь. Соперник продемонстрировал интересные идеи в своей предвыборной кампании, первый тур показал ее плюсы, и губернатор это оценил.
Логика формирования власти по монопартийному принципу довольно ущербна. Там, где требуются хозяйственники, надо тем более брать в команду всех талантливых людей. В других партиях много ярких, интересных, компетентных политиков. Мне кажется, это хорошая история и пример для подражания другим регионам».
Комментирует директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев:
«Если Шпорт победит и Фургал войдет в его команду, это будет адекватным сценарием. Подобные договоренности – мировая традиция. У нас ей зародиться было негде, потому что почти всегда это победа в первом туре. Один раз кандидату, занявшему третье место, предложили пост, чтобы привлечь его электорат, когда Александр Лебедь стал секретарем Совета безопасности. В США такое случалось нередко, можно вспомнить приглашение Уэнделла Уилки в команду Франклина Рузвельта. Правда, обычно это делается немного иначе – из другой партии не приглашают.
Надо отметить, что, соглашаясь на подобное предложение перед вторым туром, ты признаешь свое поражение. Пусть Фургал сказал, что не отказывается от борьбы, но психологически это не сработало. Зачем тогда договаривались? Например, во Владивостоке КПРФ на это не пошла, так как была уверена в своей победе. А в Хабаровске такой уверенности, видимо, нет, вот оппонент и подготовил запасной аэродром.
Но это не абсолютное поражение. Тогда его бы не звали в команду губернатора. В итоге это история о том, как обе стороны пытаются сделать себе лучше».
На выборах в Республике Хакасия действующий глава Виктор Зимин уступил более двенадцати процентов голосов своему тридцатилетнему сопернику из КПРФ Валентину Коновалову. В регионе сложилась не самая простая социальная обстановка, к тому же у действующего председателя хакасского правительства не всегда складываются хорошие отношения с элитами. Зимин – из тех губернаторов, кому прочили отставку как минимум весь последний год. Он не смог ни укрепить экономику региона, ни выстроить нормальных отношений с местными элитами. Да и жители Хакасии не почувствовали на себе позитивных изменений за период его правления. Поражение в первом туре – вполне ожидаемый и объяснимый результат. И второй тур может преподнести сюрпризы.
Сможет ли Зимин наверстать упущенное? Или ему уже следует собирать вещи?
Комментирует директор Института новейших государств Алексей Мартынов:
«То, что действующий глава республики набрал меньше голосов в первом туре, непринципиально. Если выборы переходят во второй тур, это история о том, как там распределятся голоса тех, кто не голосовал за двух его участников. Примерно при той же явке. А во втором туре явка может и повыситься. И, как правило, успех зависит от того, насколько кандидат в состоянии сохранить голоса своих избирателей и приумножить за счет голосов тех, кто отдал их его соперникам.
То, что Зимин набрал меньше в первом туре, – повод задуматься, что поменять в риторике, в стратегии кампании, и как привлечь тех, кто остальные дополнительные голоса. Для него еще ничего не проиграно. Все зависит от качества работы избирательного штаба».
Комментирует директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев:
«В той ситуации, которая сложилась в Хакасии, для меня нет ничего неожиданного. Я еще до выборов говорил, что кресло под Зиминым шатается. Это человек с удивительным умением со всеми ссориться: то с соседними регионами, то с жителями своей же республики. Политик так себя не ведет.
Хватит ли у федеральной власти ресурсов и желания вытаскивать Зимина из этой ситуации? Если бы он лидировал в первом туре, пусть даже с небольшим преимуществом, это одно: можно было бы сказать, что ему надо собраться, сосредоточить усилия. А сейчас он уже второй. И я не уверен, что голоса, отданные за остальных кандидатов, во втором туре уйдут к нему».