Редакция «ФедералПресс» / Сергей Захарченко
Крым
27 НОЯБРЯ, 2018
Инцидент с противостоянием кораблей в Керченском проливе не стал чем-то новым или из ряда вон выходящим. Не смирившись с потерей Крыма, Украина вот уже пять лет систематически проводит провокации на границах с Россией, опираясь на поддержку стран Запада. О том, какие именно провокации украинские власти устраивали в последние годы и в чем смысл нынешних событий, читайте в материале «ФедералПресс».
Три задержанных вместе с экипажем боевых корабля (один из которых пришлось буквально брать на таран), несколько пострадавших моряков в украинских больницах, крупный международный скандал и очереди из десятков судов в Керченском проливе – таков итог устроенных украинской стороной странных военно-морских маневров, реагировать на которые пришлось пограничникам и военным из России.
Еще одним итогом должно стать принятие Украиной военного положения (без которого страна благополучно обходилась в период АТО), что позволит президенту сопредельной страны Петру Порошенко оттянуть скорое окончание своего бесславного президентства. Ведь уже через несколько месяцев в стране должны пройти выборы главы государства. А нынешний верховный главнокомандующий настолько непопулярен, что по нынешним соцопросам гарантированно проигрывает Юлии Тимошенко.
В этом ключе неудивительна та непосредственность, с которой восточно-европейская «держава» шла напролом вопреки всем нормам, международным законам и сложившимся договоренностям. Сейчас украинская сторона утверждает, что стала жертвой немотивированной агрессии со стороны РФ, что якобы каким-то (непонятно каким) образом Россию уведомили о маневрах. Однако выглядит это весьма странно.
«В августе Украина в одностороннем порядке начала процесс денонсации договора о дружбе с РФ, поэтому апелляция к нему выглядит несостоятельной, – комментирует ситуацию крымский политолог Владимир Джаралла. – Но даже если забыть про дипломатические тонкости, то невозможно не заметить, что иностранные военные суда в воскресенье также нарушили все возможные правила и требования по прохождению через Керченский пролив».
По словам Джараллы, даже по действующим ранее договоренностям стороны при прохождении военных кораблей через пролив обязаны уведомлять об этом друг друга. Однако украинская команда, выйдя из Одессы, ни разу не сделала этого. В том числе не предупредила диспетчеров, регулирующих морской трафик под аркой моста. Были выключены радиометки, игнорировались посылаемые им запросы. При этом украинцы знали, что нарушают сложившиеся правила, отмечает эксперт.
«Это явная провокация. Инцидент воскресенья абсолютно просчитан и технологичен, – рассказывает Владимир Джаралла. – Здесь явно видно желание Украины и стоящих за ней западных держав усилить уже действующий конфликт и заодно привлечь внимание массовой западной аудитории. Специально выбран конец выходных, чтобы событие прогремело наиболее ярко в западных СМИ (впрочем, этому помешали протесты во Франции и ситуация с мигрантами в США, из-за чего раскрутка набрала обороты уже в понедельник)».
По мнению политолога, любой исход конфликта был выгоден Украине и нес ущерб для россиян. В случае, если бы пограничники и военные не прореагировали, был бы создан прецедент, ставящий под угрозу военную безопасность российских территорий. А вынужденная реакция нашей страны оказалась поводом для обвинения ее в агрессии.
«Мы видели, что на протяжении нескольких последних лет украинские суда спокойно курсировали между Черным и Азовским морями, соблюдая обозначенные правила. Однако сопредельная страна сама выступила инициатором их нарушения и разрастания конфликта», – акцентирует внимание на проблеме Владимир Джаралла.
По словам Джараллы, с момента возвращения Крыма в состав России Украина не оставляла попыток дестабилизировать ситуацию на полуострове самыми разными методами: от информационных до диверсионных.
Так, в октябре 2015 года крымско-татарскими и украинскими активистами были предприняты первые попытки ввести энергоблокаду Крыма путем повреждения на территории Херсонской области опор линий электропередачи, связывающих полуостров с континентальной Украиной. А из-за взрыва опоры четырех ЛЭП с 20 по 22 ноября была полностью прекращена поставка электроэнергии в Крым.
Через год последовали экстраординарные события. В августе 2016-го произошли боестолкновения на границе. Первый бой произошел на кладбище поселка Суворово, писал «КоммерсантЪ» со ссылкой на анонимные источники. Там диверсантов готовились встретить подполковник Роман Каменев и двое оперативников. Каменев успел крикнуть: «Стоять, работает ФСБ!» – и был застрелен из автомата. Ответным огнем были убиты двое диверсантов, еще троих задержали. Еще одна перестрелка произошла на украинской границе. Тогда два ранения, одно из которых оказалось смертельным, получил Семен Сычев. 14 или 15 диверсантов отступили на территорию Украины под прикрытием огня БТР. По данным ФСБ, принятыми мерами на территории полуострова ликвидирована агентурная сеть Главного управления разведки украинского Минобороны (ГУР МО). Задержаны граждане Украины и России, оказывавшие содействие в подготовке терактов.
«Была попытка проникновения на полуостров накрытой диверсионной группы. Предполагаю, что тогда подобная форма инфильтрации была выбрана для того, чтобы проверить степень защищенности российской границы. Более того, судя по всему, там шла игра спецслужб с обеих сторон. Тогда ситуация оказалась провальной для Украины, потерявшей нескольких квалифицированных диверсантов. К сожалению, в инциденте погибли и два несущих службу россиянина», – вспоминает Владимир Джаралла.
Примерно в то же время была ликвидирована шпионская сеть спецслужб Украины на полуострове. По мнению политолога, то, как быстро это произошло, свидетельствует о том, что украинские шпионы были под контролем. А ряд сотрудников СБУ могли быть двойными агентами, что указывает на игру спецслужб обоих государств, которая была прервана серией громких задержаний, начавшихся после августовского боестолкновения.
Громким событием стало и задержание в 2017 году вблизи Судака диверсанта Геннадия Лимешко, прибывшего под видом туриста с территории Украины. Поймали украинца за спиливанием опоры ЛЭП, питающей электроэнергией Судак и его окрестности. Но обесточиванием Восточного Крыма Лимешко не должен был ограничиться. В ФСБ заявили, что он также планировал поджечь горный лес на участке от Судака до Алушты, а также «создать условия для обвала горных пород с целью перекрыть дорогу Судак – Новый Свет» и поджечь «один из объектов коммунального хозяйства в поселке Рыбачье».
Но, как отмечает Владимир Джаралла, по существующей в кругу наблюдателей неофициальной версии, диверсант был задержан при попытке извлечь взрывчатку из тайника. Он, как и целый ряд схронов, был подготовлен еще в украинский период и находился под контролем уже российских спецслужб, делится политолог.
А в прошлом году произошел реальный теракт: в ночь на 1 ноября 2017 года в селах около Алушты произошли взрывы в районе двух газораспределительных станций из-за чего обрушились опоры ЛЭП. Происшествия были признаны диверсиями, и ФСБ возбудила три уголовных дела. В Республике Крым сотрудники ФСБ установили личности подозреваемых. Но эта единственно удачная диверсионная атака со стороны Украины не оказала сколь-либо серьезного влияния на экономику Крыма и не повлияла на ситуацию с безопасностью на полуострове.
Владимир Джаралла вспоминает, что предпринимались попытки разыграть религиозный фактор в среде консервативно настроенных крымских татар. Но дестабилизировать ситуацию не удалось из-за позиции самого сообщества, не желающего активно втягиваться в противостояние с властями. В итоге на этом поле все ограничилось отдельными выступлениями радикально настроенных мусульман, а также попыткой поджечь дом муфтия Крыма, организаторы которой были задержаны. «Таким образом, общий поток провокаций идет непрерывно на протяжении последних почти пяти лет. По большей части они оказываются неудачными благодаря эффективной деятельности спецслужб. Но в целом мы видим системный характер диверсий, что показывает абсолютную враждебность Киева к нам», – признается Джаралла.
В 2018 году обострение ситуации с судоходством в Азовском море началось весной после того, как в марте Украина задержала российский траулер «Норд», выдвинув против его капитана обвинение в незаконном посещении Крыма «с целью причинения вреда государственным интересам».
Все десять членов экипажа имели при себе только российские паспорта, однако в Киеве заявляли, что моряки являются украинскими гражданами. Адвокат членов экипажа указывал, что госпогранслужбе так и не удалось доказать в судебном порядке, что моряки с «Нoрда» являются гражданами Украины. По этой причине осенью всех их удалось обменять на семерых украинских моряков. Капитан траулера Владимир Горбенко по-прежнему удерживается на территории Украины, где его обвиняют в незаконном посещении Крыма. Само судно национализировано.
События начались со случайности, когда экипаж «Нoрда» был задержан по личной инициативе капитана украинского катера. Однако далее украинские власти и их западные кураторы воспользовались происходящим, желая надавить на Россию. Инцидент превратился в глобальную проблему, последствия которой мы видим до сих пор. Россия, сочтя действия Киева «морским терроризмом», ответила усилением пограничных досмотров в своей части Азовского моря. Тогда украинские пограничники заявили о «жесткой политике задержания и осмотра судов» – при том, что в украинском МИДе признали: российские пограничники не нарушают протоколы. Позже Украина заявила, что хочет создать в регионе военно-морскую базу.
В июле президент Украины Петр Порошенко заявил, что будет бороться с российскими пограничниками, досматривающими корабли в Керченском проливе. Соответствующие распоряжения он дал начальнику генштаба и командующему ВМС. Порошенко утверждал, что вопрос об обороне с моря стоит очень остро. Так, украинская госпогранслужба заявляла о ежедневных досмотрах российскими пограничниками в Азовском море судов, направляющихся на Украину. ФСБ России считала проверки соответствующими международному морскому праву.
В августе украинские береговые власти арестовали нефтеналивной танкер «Механик Погодин», на борту которого находились 12 членов экипажа. Представитель президента Украины в Крыму Изет Гданов заявил, что «Механик Погодин» заблокирован в порту Херсона на три года.
Но происходящего украинской стороне показалось мало, и она продолжила накалять обстановку. С 1 по 4 ноября на участке Черного моря возле Херсона прошли испытания ракетных установок ВСУ. В ходе учений применяли ЗРК С-400 «Триумф», а также «Бук». Кроме того, были проведены испытания ракет ЗРК С-125М1 и ЗРК «Оса-АКМ». Секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Турчинов заявил, что целью украинских ракетных учений у берегов Крыма была отработка системы противовоздушной обороны.
В Крыму в ответ предостерегли Киев от провокаций вблизи государственной границы РФ. «Украинским политикам надо бы задуматься, чем заканчивается такое бряцание оружием у границ России», – заявил тогда председатель комитета Госсовета по межнациональным отношениям Республики Крым Юрий Гемпель.
Как видим, украинская сторона не прислушалась к этому совету, что и обернулось дальнейшим обострением событий. Впрочем, по мнению Владимира Джараллы, именно на это рассчитывали Киев и его покровители в лице западных держав: «Речь идет о попытке ликвидации правового статуса Азовского моря и создания еще одной точки давления на Россию. Кроме того, как мы видим, Порошенко хотел воспользоваться ситуацией и объявить военное положение на всей территории страны, чтобы отодвинуть дату выборов и поднять свой рейтинг. Однако это желание – его личная инициатива, не поддерживаемая западными странами и элитарными группами в самой Украине».