Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Кардинально ничего не изменится». Нижегородский минфин залезет в долги

Редакция «ФедералПресс» / Наталья Егошина
Нижегородская область
10 ДЕКАБРЯ, 2018

Нижегородское правительство всерьез берется за решение проблемы просроченной кредиторской задолженности в муниципалитетах. С нового года областной минфин сможет открывать и вести лицевые счета для учета операций, проводимых муниципальными бюджетными и автономными учреждениями. Такая мера нацелена на ликвидацию просроченной «кредиторки» и недопущение ее впредь. Эксперты соглашаются, что это позволит отследить состояние бюджетов на местах и более жестко контролировать эффективность использования не только бюджетных, но и внебюджетных доходов. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Законодательное собрание Нижегородской области на ноябрьском заседании приняло изменения в областной закон о бюджетном процессе. В соответствии с ними, начиная с 2019 года областное министерство финансов на основании соглашений с соответствующими органами местного самоуправления сможет осуществлять учет операций муниципальных бюджетных и автономных учреждений. Речь идет о таких организациях, как детские сады, школы, физкультурно-оздоровительные комплексы и т. д., сказали «ФедералПресс» в заксобрании.

Подготовку закона в нижегородском минфине объяснили наличием просроченной кредиторской задолженности в муниципалитетах. Ее доля в расходах консолидированного бюджета региона в соответствии с президентским указом является одним из показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. «Из резервного фонда правительства Нижегородской области в 2018 году на погашение долгов муниципальным районам и городским округам Нижегородской области было перечислено 416,3 млн рублей. Но несмотря на принимаемые меры со стороны правительства Нижегородской области, в отдельных муниципалитетах долги полностью не погашены», – прокомментировали «ФедералПресс» в нижегородском минфине. На 1 ноября 2018 года общая сумма просроченной кредиторской задолженности муниципальных учреждений составила 303,5 млн рублей. По мнению министерства, учет операций этих учреждений позволит предотвратить образование просроченной «кредиторки», так как не будет возможности заключать муниципальные контракты, не обеспеченные финансовыми ресурсами.

Соглашения планируется заключать лишь с отдельными муниципальными районами, которые еще не определены, уточнили в минфине. «ФедералПресс» направил запросы в администрации нескольких муниципалитетов, в двух из них ответили, что проект закона на согласование с ними не поступал.

«Денег не хватает, и должен быть более жесткий контроль эффективности расходования бюджетных ассигнований, бюджетных средств. И министерство финансов выходит [с предложением] исходя из этих соображений, – поясняет депутат заксобрания Андрей Тарасов. – Такая мера возможна потому, что на сегодняшний день наше министерство финансов подписало договор с Минфином России, по которому а) не должна расти «кредиторка», б) бюджет должен быть профицитным. И там есть еще ряд позиций, которые правительство должно выполнять. А чтобы их выполнять, оно должно строже и четче относиться к исполнению бюджетов муниципалитетами».

Однако собеседник «ФедералПресс» затрудняется сказать, как такой порядок будет работать в реальности. Депутат не исключает возможные сокращения числа сотрудников на местах и задается вопросом, не увеличатся ли сроки прохождения финансовых документов.

В нижегородском минфине заверили, что «кардинально ничего не изменится», только лицевые счета муниципальных учреждений будут открыты не в финансовом органе муниципального района или городского округа, а в областном министерстве финансов. При таком порядке муниципальные учреждения направляют заявки на расходование средств, которые проверяются минфином на предмет наличия денежных средств на лицевом счете учреждения, соответствие плану финансово-хозяйственной деятельности и правильности оформления документов. Затем денежные средства платежными поручениями направляются через банк в адрес исполнителей работ, услуг и поставщиков товаров на основании заключенных муниципальными учреждениями контрактов и договоров. «Все операции будут осуществляться с помощью программного обеспечения и поэтому работу муниципалитетов и исполнителей тех или иных работ и поставщиков услуг, которым перечисляются бюджетные средства, не усложнят», – отмечают в министерстве. Там подчеркнули, что штатная численность минфина в связи с исполнением нового полномочия увеличиваться не будет.

Депутат нижегородского заксобрания Василий Суханов считает важным повышение эффективности муниципальных организаций, которые, по его мнению, за редким исключением работают малоэффективно. Депутат уверен, что принятые изменения позволяют отследить не только их расходы, но и доходы. «Все они получают внебюджетные доходы, зачастую соизмеримые со средствами на содержание, которые выделяются из бюджета. Руководитель предприятия сидит и внебюджетными доходами распоряжается, как ему заблагорассудится. А здесь внебюджетные доходы фактически становятся подконтрольны минфину», – указывает депутат.

Не сомневается в полезности изменений и генеральный директор Международного центра развития регионов Игорь Меламед: «Муниципальные образования очень бедные. Бюджеты мизерные, и, как правило, они свои прямые функции зачастую выполнять не могут, потому что не хватает средств. Поэтому долг, действительно, накапливается. Бюджеты нужно перераспределять и оздоравливать. Нижегородская область в этом плане не самая бедная, но, видимо, есть желание более четко понимать состояние муниципальных бюджетов и постоянно их отслеживать, как они меняются, накапливаются ли долги».

«Еще одна важная вещь – доля софинансирования, которая принята по государственным программам Нижегородской области. Чтобы правильно определять долю софинансирования, нужно объективно представлять состояние бюджетов. Так что начинание логичное», – резюмирует Игорь Меламед.

Фото: pixabay.com.