Редакция «ФедералПресс» / Виктор Бодров
Москва
21 ДЕКАБРЯ, 2018
С апреля весь мир следил за ситуаций, разворачивающейся вокруг «Русала», получившего от властей США клеймо отверженного в форме санкций. В последние месяцы его положение немного улучшилось, и уже забрезжила радужная перспектива их отмены. Но снятие санкций вовсе не означает светлое будущее для российской алюминиевой монополии. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Приближается Новый год с традиционной елкой, подарками, фейерверками и позитивным настроением. Никому не хочется думать о плохом. Видимо, поддавшись праздничным настроениям, Министерство финансов США уведомило Конгресс о намерении в течение 30 дней снять санкции с En+ Group и подконтрольных ему «Русала» и «ЕвроСибЭнерго».
«En+ Group, «Русал»» и «ЕвроСибЭнерго» согласились провести существенную реструктуризацию и изменения в корпоративном управлении, включая уменьшение прямого и косвенного участия Олега Дерипаски в уставных капиталах этих организаций ниже 50 %, пересмотреть состав советов их директоров, принять ограничительные меры и пойти на беспрецедентный уровень прозрачности путем обширного и постоянного аудита и сертификации и предоставления отчетности», – сообщается в письме ведомства.
И далее американские чиновники ударили словно обухом по голове: «Половина реорганизованного совета директоров En+ Group будет состоять из граждан США или Великобритании, и нынешний председатель правления «Русала» уйдет в отставку, Олег Дерипаска останется под санкциями. Вся собственность Олега Дерипаски остается заблокированной».
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Вроде бы самому скандально известному олигарху России сделали послабление, однако на самом деле затянули ошейник еще потуже – дабы не вздумал дергаться. Тем, кто, находясь в здравом уме и памяти, захочет помочь ему или «Русалу», намекнули про возможность санкций.
От щедрого «подарка» Министерства финансов США «Русалу» цены на алюминий на London Metal Exchange (LME) не взлетели ввысь, нет. Они упали до 1,908 тыс. долларов за тонну, с трудом отыграв потом до 1,915 тыс. И расти они не собираются, более того, с апреля, когда крылатый металл стоил 2,55 тыс. (как раз после установления санкций против «Русала»), цены неутомимо стремились «нырнуть» поглубже и по вполне банальной причине – слишком уж много алюминия на глобальном рынке, и деть его некуда.
Прошедшие же с черного для «Русала» апреля месяцы показали: алюминиевый гигант оказался колоссом на глиняных ногах. Американские клиенты дружно отказались от металла, произведенного на алюминиевых предприятиях «Русала», их примеру последовали его японские клиенты, как следствие в динамике экспорта за пределы России был провал. Пришлось законсервировать Надвоицкий алюминиевый завод в Карелии, не прибавив тем самым популярности ни «Русалу», ни Олегу Дерипаске в регионе, да и во всей России.
Правительству в течение восьми месяцев пришлось решать проблему поддержки попавшего под раздачу «Русала». Жизнеспособных вариантов оказалось два – создание специальных административных районов в Калининградской области и Приморском крае (неудобно с патриотической точки зрения содействовать компании, зарегистрированной на находящемся под властью британской короны острове Джерси) и закупка алюминия за счет бюджетных средств в государственные резервы.
Вот только особого эффекта от данных мер не будет. Юридическая «передислокация» «Русала» в Калининградскую область даст ему определенные налоговые льготы, не освободив тем не менее его от санкций. В правительственном распоряжении о выделении Федеральному агентству по государственным резервам (Росрезерв) 10 млрд рублей на приобретение и хранение до 50 тыс. тонн ни слова ни сказано про «Русал».
Соответственно на склады можно приобрести алюминий, выпущенный любым производителем, не обязательно «Русалом», – хоть китайским, хоть ближневосточным. И даже если государство будет все-таки закупать металл из «Русала», деньги в мгновение ока он точно не получит – сперва его надо отгрузить Росрезерву, потом тот перечислит средства. Десять миллиардов рублей большой роли не сыграет – так себе сумма, менеджерам на молочишко.
Также «Русал» не сможет продать весь объем выпущенного алюминия на внутреннем рынке. Слишком мала емкость, в следующем году она будет еще меньше – из-за падения потребления, вызванного разрастающимся в нашей стране экономическим кризисом. Продавать лишние объемы в Японии и КНР не выйдет: в Японии клиенты не станут спешить сотрудничать с «Русалом», выжидая финал истории с санкциями, в Китае – профицит мощностей по производству алюминия. В целом же «Русал» подрастерял позиции на мировом рынке, восстановить их будет трудно.
Пока же котировки на LME продолжают курс на снижение и не будут кардинально его менять в ближайшее время, фактически приближая остановку еще какого-нибудь предприятия «Русала» – может быть, Кандалашского алюминиевого завода, может быть, Новокузнецкого или Волгоградского (на последнем в 2018 году, согласно пресс-релизу правительства Волгоградской области, штат с помощью центров занятости пополнили 623 человека, значит, на нем может идти перезапуск электролизных линий). Впрочем, неважно, какой из них может прекратить работу, главное, готовы ли к подобному сценарию в «Русале» и сможет ли он выстоять без поддержки государства.
P.S.: на запрос «ФедералПресс» о реакции клиентов «Русала» на заявление Министерства финансов США и планах по продаже алюминия на 2019 год его пресс-служба комментариев не представила.
Фото: pixabay.com