Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Скандиевые неудачники. Диверсификация двух гигантов провалилась на старте

Редакция «ФедералПресс» / Виктор Бодров
Москва
18 ЯНВАРЯ, 2019

Мир охватила подлинная гонка за скандием – металлом с уникальными свойствами, которые позволяют применять его в самых различных сферах: металлургии, микроэлектронике, медицине, альтернативной энергетике. Российские компании решили не отставать от планеты всей, постаравшись занять достойное место на рынке металла будущего. Успеха они не достигли, и он им не светит. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Сырье под ногами

В Государственной думе на рассмотрении находится одобренный правительством проект, предусматривающий снижение ставки налога на добычу полезных ископаемых в отношении руд редких и редкоземельных металлов с 8 до 4,8 %. Идея благая – в России месторождений куча, однако многие из них разрабатывать крайне трудно или они находятся в местах, куда Макар телят не гонял.

Впрочем, и без всяких льгот наши холдинги пытаются получать скандий из того сырья, что в буквальном смысле слова валяется у них под ногами. К их узкому кругу принадлежит «Русал», сообщивший в августе 2014 года о запуске на Уральском алюминиевом заводе установки по выпуску из красного шлама (отход глиноземного производства) первичного концентрата оксида скандия. Ее мощность составила 0,5 тонны в год, оксид скандия «Русал» планировал направить на изготовление алюминий-скандиевых сплавов на собственных предприятиях.

До конца того же года «Русал» рассчитывал создать технологию и опытно-промышленную установку по переработке первичного скандиевого концентрата в товарный продукт с содержанием оксида скандия до 99,0 %. Пришлось внести поправку в сроки – лишь через пару лет «Русал» смог гордо объявить во всеуслышание о вводе в эксплуатацию экспериментальной установки на 96 кг в год высокочистого оксида скандия.

Потом наступило долгое затишье. В феврале 2018 года «Русал» анонсировал намерение подготовить технико-экономическое обоснование промышленного модуля по производству оксида скандия (предполагая разместить его на одном из своих алюминиевых заводов), в марте – разработку алюминий-скандиевых сплавов для судостроения (возжелав сертифицировать их в 2019 году).

В апреле стало не до скандия – власти США ввели санкции против «Русала», обрушив его экспорт и отпугнув кучу зарубежных клиентов по всей планете. Только в ноябре состоялась презентация медалей для зимней Универсиады в Красноярске – для них был использован алюминий-скандиевый сплав. Было заявлено о намерении сделать его около тонны для спортивных наград. Вот уж резкий переход – от судостроения к медалям (для них много скандия точно не надо).

В пресс-службе «Русала» на запрос «ФедералПресс» о факторах, побудивших его заняться скандием, ответили (орфография и грамматика сохранены в оригинальном виде): «Скандий, как легирующий элемент, и его соединения благодаря своим свойствам имеют огромный потенциал во многих отраслях промышленности, в частности, в аэрокосмическом, транспортном и энергетическом секторах, и мировое потребление товарной продукции с содержанием скандия постоянно растет. Широкому распространению скандия в мире до недавнего времени препятствовала высокая цена скандийсодержащей продукции».

Благими намерениями устлана дорога в ад

Не спорим, потенциал у скандия такой, что аж дух захватывает. С крохотной оговоркой – если он будет широко применяться. Например, алюминий-скандиевые сплавы позволяют снизить вес самолета на 15–20 %, и, по имеющимся оценкам, Boeing и Airbus их может потребоваться до 150 тонн в год для выпуска 38 тыс. крылатых машин в течение пары ближайших декад.

Они могут и не понадобиться. В авиастроении и космической индустрии со скандием соперничает литий, и пока счет в его пользу. Проигрывает скандий и по цене: в 2017 году тонна оксида скандия на американском рынке стоила минимум 4,6 млн долларов, тогда как тонна гидрокарбоната лития – 13,8 тыс. долларов. Хотя сравнивать разные соединения не совсем корректно, тем не менее стоимость алюминий-литиевого сплава явно окажется выше, чем алюминий-скандиевого.

В «Русале» не теряют оптимизма. «На базе ИТЦ в 2017 году был введен в эксплуатацию опытный участок пилотного производства алюминий-скандиевой лигатуры. Специалистами РУСАЛ в тесной кооперации с Российской академией наук была создана уникальная не имеющая аналогов в мире технология получения скандиевой лигатуры из оксида, – сообщили в пресс-службе «Русала». – Уникальность состоит в том, что за счет разработки гибридного процесса получилось существенно снизить энергозатраты на производства, сохранив при этом практически 100% извлечение скандия из оксида. Это обстоятельство позволяет снизить стоимость лигатуры, что дополнительно снижает стоимость готового сплава. За рубежом в настоящее время данная лигатура производится всего несколькими производителями».

За кордоном скандиевая лигатура, может, и ограниченным количеством игроков выпускается, в России же, помнится, ее изготавливало предприятие в Ставропольском крае, принадлежащее фирме «Интермикс Мет». В прошлом году оно попало в трудную ситуацию и сейчас возвращается к жизни. «Русалу» не стоит расслабляться.

«В 2018 году рамках совместных работ научно-исследовательского центра РУСАЛ с ведущими прокатными предприятиями России и Европы повышен выход годного листовой продукции из скандийсодержащего сплава с пониженным содержанием скандия благодаря освоению рулонной прокатки крупногабаритных слитков. Технология прокатки полностью адаптирована к стандартным прокатным станам, применяемым для серийного производства продукции из алюминиевых сплавов, – написали в «Русале». – Одновременно с испытаниями проводится сертификация продукции, после которой последует ее внедрение, серийное производство, а также расширение применения в различных отраслях промышленности, где требуется высокая прочность в совокупности с низкой плотностью и высокой коррозионной стойкостью».

Сертификация означает соответствие товара определенным требованиям и отнюдь не подразумевает гарантированные заказы. Может пройти куча времени до его массового использования. Архивы завалены невостребованными промышленностью патентами, изобретениями и разработками.

Дурной пример заразителен

В августе 2015 года в гонку за скандием включился «Росатом», принявший решение профинансировать инвестиционный проект по организации его попутной добычи на «Далуре», входящем в контур «Атомредметзолота» (обеспечивает урановым сырьем «Росатом»).

«Далур» отрабатывает методом подземного выщелачивания месторождения Зауральского уранорудного района, расположенные в Курганской области. В их рудах присутствует скандий, его можно извлечь вместе с ураном и потом разделить. В феврале 2013 года «Далур» ввел в эксплуатацию опытную установку по получению коллективного концентрата редкоземельных металлов, отправляя его на завод вышеупомянутой «Интермикс Мет» для выпуска оксида скандия и алюминий-скандиевой лигатуры.

Видимо, кому-то в «Росатоме» или «Атомредметзолоте» скандий не давал покоя: в августе 2015 года они оба официально сообщили о решении «Росатома» финансировать проект попутной добычи скандия на «Далуре». Пролетело три месяца, и в ноябре «Росатом» и «Атомредметзолото» объявили о запуске пилотной установки по извлечению скандия, причем «Атомредметзолото» назвало ее производительность – 400 кг скандия в год. Черновой концентрат скандия предполагалось передавать на предприятия холдинга «ТВЭЛ» (входит в «Росатом»).

В феврале 2016 года «Росатом» анонсировал план по старту в 2017 году выпуска скандия, не уточнив, какого же именно – в чистом виде или в форме соединения, в апреле – начало проектирования опытно-промышленной установки выделения чернового скандиевого концентрата (в виде фторида скандия) из растворов подземного выщелачивания. Через год на «Далуре» приступили к ее пусконаладке, получение же первой партии готовой продукции (теперь оксида скандия) ожидалось в июне 2017 года (предполагалось выпускать до 1,5 тонны оксида скандия в год, достаточных для производства 53 тонн алюминий-скандиевой лигатуры в год). Пару месяцев назад «Далур» заявил о выходе опытно-промышленной установки на уровень выпуска 50 кг оксида скандия в месяц и о патентовании разработанной совместно с Уральским федеральным университетом технологии изготовления ионообменной смолы, позволивший поднять степень извлечения скандия с 85 до 95 %.

На рынке наших не ждут

Во всех пресс-релизах не хватало сущей ерунды – информации по реальных продажах скандиевой продукции: куда и кому она отгружается, в каких количествах. На запрос «ФедералПресс» о скандиевом бизнесе пресс-служба «Атомредметзолота» комментариев не предоставила.

Но мы попробуем поразмышлять. Допустим, какой-то объем был использован в структуре «Росатома», что же стало с излишком? На сайте «Далура» есть отдельный раздел «Купить оксид скандия». Согласно ему, «Далур» выпускает и фторид, и оксид скандия, в качестве перспективного продукта названа лигатура скандия и алюминия.

Значит, «Далур» не прочь реализовывать оксид скандия на свободном рынке и, возможно, попытался договориться о поставках с металлургическими заводами России. Среди них в качестве потенциальных клиентов можно рассматривать троих – Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ), «Алюминий Металлург Рус» и «Арконик СМЗ».

КУМЗу скандий вряд ли сильно нужен, у него в приоритете алюминий-литиевые сплавы, «Алюминий Металлург Рус» и «Арконик СМЗ» он может быть интересен, однако «Атомредметзолото» могло и не найти общего языка с ними по цене. За границей своих производителей хватает. Выходит, скандиевая продукция «Далура» могла оказаться не особо востребованной и, вероятно, попросту отправляется на склад. Если бы она пользовалась хорошим спросом, «Далуру» не было бы смысла предлагать ее с сайта.

И, по-любому, «Атомредметзолото» и «Русал» опоздали с приходом на глобальный рынок. Производство скандия в мире оценивается в 10–15 тонн в год, желающих же урвать на рынке жирный кусок – пруд пруди. Месяц назад корпорация China Minmetals объявила о претензиях на мировое лидерство – она хочет построить комплекс с годовой мощностью 20 тонн оксида скандия с перспективой расширения до 40 тонн. На фоне China Minmetals с ее колоссальными финансовыми ресурсами и поддержкой государства «Атомредметзолото» и «Русал» выглядят словно мухи рядом со слоном. Их диверсификация в сторону редкоземельного металла еще на старте была обречена на провал. Иначе как скандиевыми неудачниками их не назовешь.

Фото: pixabay.com