Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«К нему нет любви, но дальше кухонь это не уходит». Что и почему не рассказал Путину глава Волгоградской области

Редакция «ФедералПресс» / Ярослав Малых
Волгоградская область
22 МАРТА, 2019

Самой обсуждаемой региональной темой остается встреча главы региона Андрея Бочарова с Владимиром Путиным, которую большинство наблюдателей трактуют не как рабочую, а как политическую. Что важного на самом деле прозвучало в разговоре, а какие темы и почему остались не озвученными, действительно ли президент поддержал Бочарова, а также чего до сих пор ждут от главы региона его жители, но едва ли дождутся, - в материале «ФедералПресс».

Встреча в Кремле президента России Владимира Путина и главы Волгоградской области Андрея Бочарова хотя и была плановой, но для общественности оказалась достаточно неожиданной. Причем как по содержанию диалога, так и по возможности сделать из нее какие-либо далеко идущие выводы.

Провластные СМИ на факт встречи губернатора с президентом незамедлительно отреагировали уверениями, что Владимир Путин «поддержал губернатора Бочарова и его амбициозные проекты».

Глава государства начал разговор с волгоградским губернатором, которого назначил на этот пост 2 апреля 2014 года с вопроса, как он сам оцениваете результаты своей работы, что удалось сделать, а что нет. Ответ Андрея Бочарова по теме оказался удивительно скупым. Он поблагодарил президента «за то решение», уточнил «пять лет пролетели незаметно», а также заявил, что «социально-экономическая ситуация стабилизирована, стабильна, имеет хорошую динамику развития». После этого Бочаров вообще сосредоточился на одной-единственной теме – здравоохранении. Все масштабные проекты в этой сфере, как известно, основаны исключительно на федеральных проектах.

Для сравнения на недавней встрече с главой Красноярского края Александром Уссом Путин успел обсудить не только проведение Универсиады, развитие транспорта, в частности продолжение строительства метро, а также экологию.

Чуть раньше губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов, который отчитывался за год работы, оперативно рассказал главе государства и о сельском хозяйстве, и о строительстве и о помощи промышленным предприятиям. Причем, говорил и о проблемах и достаточно детализировано.

Бочаров же вообще о сложных вопросах и тем более ошибках практически не говорит.

«Либо губернатор не был готов вообще к такой постановке вопроса, либо нет предмета, то есть того, чем он мог бы прорекламировать свою деятельность в качестве губернатора», – отмечает глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев.

Политолог предполагает, что возможно, Путин в каком-то смысле пожалел волгоградского губернатора и «подыграл» ему, не став завалить его уточняющими вопросами. Возможно, глава государства, предполагает Калачев, вспомнил, что он назначал Бочаров на пост сразу после триумфа Крымской весны. В ней Герой России, очевидно, сыграл некоторую роль. По крайней мере, именно Бочаров, тогда руководитель исполкома ОНФ, вскоре после референдума на полуострове, вел праздничный концерт.

«Со многими губернаторами не о чем говорить, кроме одной-двух тем. Либо актуальными прямо сейчас, либо тех, по которым есть возможность хоть чем-то похвастаться, – рассуждает политолог Александр Сайгин. – В противном случае эти разговоры не только занимали бы много слишком много времени, но приводили к тому, что губернаторов, как минимум половину из них, нужно гнать поганой метлой. А скамейка на замену не такая уж и широкая, особенно по проблемным территориям».

Сайгин также не склонен искать в самом факте диалога предвыборные «сигналы» и прочие скрытые смыслы. «У президента есть график, и он будет говорить спокойно даже с будущим сидельцем, хоть и за несколько часов до ареста. Кроме того, надо понимать, что президента интересует сфера, реже территория, но не конкретный человек, как бы кто-то не представить обратное», – добавил Сайгин.

Действительно, летом прошлого года Владимиру Путин проводил рабочие встречи, например, с тогдашними губернаторами Хабаровского края Вячеславом Шпортом и Владимирской области Светланой Орловой, которые вскоре после этого проиграли выборы. Была вполне оптимистичная по контенту встреча с Георгием Полтавченко, которого вскоре Путин же и сменил на Александра Беглова.

Хуже прежнего

Иллюстрируя свои слова о «хорошей динамике развития» Бочаров назвал рост валового регионального продукта с 607 млрд рублей до 860 млрд. Это сравнение ВРП за 2013 и прогнозным результатом 2018 года. Таким образом, прибавка составила 41,6 %,что с учетом стоимости продукции основных отраслей региона, в первую очередь нефтехимии, вовсе не много. Так только за 2014-2015 годы индекс-дефлятор ВРП официально вырос на 22,5 %.

К слову, за предыдущую «добочаровскую» пятилетку ВРП вырос на 45,9 %, иными словами, больше, чем при действующем губернаторе. Хотя 4 года из тех 5, напомним, Волгоградскую область возглавляли сначала Анатолий Бровко, затем Сергей Боженов, правление которых принято считать однозначно неудачным периодом в истории региона.

Что касается социального благополучия, повышения «реального качества жизни» людей, Андрей Бочаров, по мнению экспертов, явно слукавил. Так, в 2018 году реальные доходы в округе снизились только в Волгоградской и Астраханской областях. В Волгограде они упали лишь на 0,5 %, что самое незначительное проседание за последние 5 лет, а вот реально располагаемые рухнули почти на 3 %. На фоне роста зарплат в 9 % ситуация кажется удивительной.

Основу негативных тенденций составляет рост тарифов ЖКХ быстрее средних по стране, а также активное сокращение малого предпринимательства. Бизнесу в Волгограде стало очень некомфортно и пути преодоления этого пока не очевидны. По мнению многих политиков и экспертов в бурном росте стоимости коммунальных услуг заметную роль сыграл лично губернатор Бочаров.

«Показатели социально-экономического развития точно не оказались во главе угла в этой ситуации, – отмечает Константин Калачев. – Что Волгоград самый депрессивный миллионник, знают все. Вопрос можно ли это исправить, проблем действительно много и мы о них знаем, начиная с состояния крупнейших предприятий, или есть обстоятельства непреодолимой силы. Или второй взгляд – президент исходит из того, что другой на месте Бочарова вряд ли добьется лучшего».

Некогда болеть

По словам Константина Калачева, у Бочарова действительно падает рейтинг поддержки народа, но не настолько, чтобы поколебать его главную сильную сторону – электоральную управляемость. «Он не самый популярный губернатор, к нему нет любви и в элитах, но дальше кухонь и мелких жалоб в Москву это не уходит. Никакой организованной оппозиции в регионе нет, и не предвидится, а у Бочарова есть отлаженная эффективная избирательная машина, которая обеспечит ему переизбрание. Свою работоспособность она доказала на выборах депутатов городской думы Волгограда, когда «Единая Россия» показала убедительный результат, пусть и при низкой явке», – разъяснил Калачев.

Руководитель проекта Politrus.com Виталий Арьков также уверен, что реальных соперников у Бочарова сейчас нет. «Если и возможны неожиданности, то не потому, что Бочаров плохой или Торощин (Игорь, депутат Госдумы от ЛДПР, ведущий активную детальность в регионе – прим. Ред) хороший, а потому что есть тенденции внутреннего протеста. Если это будет нарастать, то возможно и повторение владимирского или приморского сценария. Народ устал», – поясняет Арьков.

«От того какая фамилия будет у человека во главе региона Бочаров или условный Петров в нынешней политической системе для жителей региона абсолютно ничего не значит. Для элит – да. Есть те, кому удается лучше ладить с конкретным губернатором, другим с иным. Но вообще весь кадровый подбор в стране нацелен на обеспечение стабильности, а прорывы возможны только при наличии больших денег. Их сейчас нет. Они были под ЧМ-2018 и надо сказать, что хорошо, что пусть где-то криво, но смогли их освоить», – добавил Арьков.

По мотивам своей встречи с главой государства Андрей Бочаров успел раздать поручения профильным ведомствам, из которых явствует, что , если сохранит кресло губернатора, то сделает здравоохранение ключевым вопросом в ближайшие годы.

С президентом Бочаров обсуждал как раз вопросы создания на территории Волгоградской области современной системы оказания медицинской помощи, в том числе онкологической. Пообещал Бочаров за ближайшие 5 лет построить 100 новых фельдшерско-аккушерских пунктов. Почему за годы его правления было сокращено свыше 40 ФАПов, как и общее число койко-мест в больницах, глава региона уточнять не стал.

«Это как в старой шутке про армянских комсомольцев, которые сами себе создают проблемы. Сначала героически закрыли, потом героически будем восстанавливать. О состоянии медицины в регионе красноречиво говорит много показателей, достаточно взять то, что мы по гриппу взяли первое место», – рассуждает Александр Сайгин.

Вообще одна из его главных черт Бочарова как управленца в стремлении бросать все силы на масштабные проекты, одновременно пренебрегая чем-то очевидным, но требующем более рутинного подхода.

«Упор на школы, дороги и больницы – это федеральный тренд. Если не можешь накормить народ, то надо создать ему комфортную инфраструктуру или хотя бы имитацию, – отмечает Виталий Арьков. – Надо отдать должное губернатору Бочарову, он не спешит сокращать закредитованность бюджета, потому что изыскивает деньги на софинансирвоание, на участие во многих федеральных программах. Понятно почему – ему надо избираться».

Вместе с тем, конечно, реализация самых важных и крупных свершений в здравоохранении это совсем не опора для стратегического развития. Давно заявленной долгосрочной стратегии у Бочарова по-прежнему нет. Похоже, что это понимают в Кремле.

«Один из первых вопросов президента был по поводу того, что Бочаров считает важным на ближайшую перспективу. То, что не прозвучала хотя бы среднесрочная, возможно, не случайно. Нет видения перспективы, стратегических планов, такое понимание говорит, что позиции Бочарова не так уж прочны», – подытожил Константин Калачев.

Фото: Kremlin.ru