Редакция «ФедералПресс» / Ярослав Малых
Астраханская область
31 ОКТЯБРЯ, 2019
Избранный 8 сентября губернатором Астраханской области Игорь Бабушкин до сих пор не сформировал свое правительство. Такая возможность прогнозировалась заранее, но сейчас ситуация уже начинает вызывать опасения у общественности и экспертов. Отсутствие кадровой определенности в период работы над новым бюджетом и другими важнейшими задачами грозит взорвать политико-общественное поле, успокоенное выборами. Вместе с тем кадровый коллапс в регионе вызван и некоторыми объективными обстоятельствами. Что может стоять за затягиванием Бабушкиным процесса, а главное, какие варианты разрешения кризиса остаются – разбирался «ФедералПресс».
По сведениям «ФедералПресс», новый состав кабинета министров астраханской области будет объявлен только во второй половине ноября. Причем, как сообщили несколько информированных источников, близких к губернатору Игорю Бабушкину, таков оптимистичный сценарий. «Рассматривается и тема, как отложить до конца декабря», – заявил один из собеседников.
Ранее закон отводил губернатору двухнедельный срок на представление кандидатур премьера и двух министров – финансов и экономического развития. Их должна одобрить областная дума. Бабушкин, победивший на выборах с результатом 75,6 % голосов, напомним, вступил в должность 17 сентября. Соответственно, не позднее 1 октября заксобранию предстояло утверждать ключевых членов правительства, но губернатор свою обязанность по их внесению проигнорировал.
Зато чуть позже региональная прокуратура внесла в думу законопроект, отменяющий прежнюю норму как противоречащую федеральному законодательству. Старший помощник надзорного ведомства области Виктория Сорокина уточнила, что никаких санкций за нарушение срока не прописано, что «также свидетельствует о правовой неопределенности». Любопытно, что проверку закона прокуратура инициировала как раз 1 октября. Прежде документ, действовавший с 2004 года, не вызывал протестов надзорного органа.
Областные законодатели при небольших спорах изменения утвердили – 35 голосами из 49. Спикер и главный единоросс области ИгорьМартынов заявил, что отмена сроков внесения кандидатов на ключевые посты «обеспечит соблюдение баланса полномочий разных ветвей власти». Сам губернатор ограничился констатацией: «формирование правительства – серьезный вопрос, требующий детальной проработки». «Как только региональный кабинет министров будет окончательно сформирован, мы сообщим об этом», – добавил Игорь Бабушкин.
Несостоявшийся соперник Бабушкина по губернаторским выборам, депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Шеин говорит, что губернатора в этой ситуации понимает, а его позицию считает «чисто рациональной». По его версии, назначения все-таки состоятся в течение ближайших двух недель, хотя, отметил Шеин, в кулуарах гуляет и «фантастическая версия», что назначения будут отложены до Нового года.
«Команда, которая приехала с ним, сборная, она только обретает психологическую совместимость. В самой области, в силу длительной коррупции и неконкурентных выборов, которые сделали избранные органы придатком администрации, кадровая политика оказалась разрушенной», – пояснил Шеин. Вместе с тем, отмечает депутат, ситуация вновь показала коммуникационные проблемы администрации Бабушкина.
«С пиаром, не в ужасном российском, а в изначальном его понимании как общественных отношений, надо что-то делать. Диалога, навыка отвечать на вопросы нет, а это формирует конфликты. Если бы вопрос о переносе сроков кто-то из власти обсудил с депутатами заранее, спокойно объяснил, то и резонанса бы не было. Люди живые, тем более избранные, с ними надо беседовать. Это пора понять», – рассуждает Шеин.
Собственно, команда Игоря Бабушкина это всего семь-восемь человек, среди которых трое ранее работали с ним в Росимуществе. Из «варягов» самые статусные – это москвичи: и. о. премьер-министра Александр Шарыкин, а также советник губернатора Михаил Богомолов, ранее занимавший руководящие посты в «Мосводоканале».
«Все они только в июне и увидели Астрахань впервые, притираются», – объясняет Олег Шеин. Он также добавил, что Астрахань лишена возможности пойти по «ярославскому варианту» – выписать полторы сотни менеджеров из Москвы, которые постоянно ездили бы домой на электричке.
Политические наблюдатели уверены, что Бабушкину и не разрешили бы сформировать руководство исключительно из приезжих. С одной стороны, с руководящими кадрами напряженная обстановка во многих регионах, с другой – Астрахани практически нечего предложить перспективным соискателям. Должностные оклады у астраханских чиновников невелики, а незаконные способы монетизации статуса выглядят слишком рискованными. Очень уж большое впечатление произвел арест бывшего премьер-министра Расула Султанова и еще двух десятков государственных и муниципальных служащих.
«Сейчас быть чиновником довольно опасно – непонятно, когда и за что схватят», – говорит член Общественной палаты региона и астраханского штаба ОНФ Максим Терский.
По его мнению, Бабушкин пытается сформировать компетентное профессиональное правительство, но таких кадров в регионе почти не осталось. «Они устроились в столице и не имеют желания работать здесь за такие зарплаты», – пояснил общественник.
Что касается участников нашумевшего конкурса кадрового резерва, то, отмечает Терский, кузницей кадров для власти они не станут. «Я разговаривал с несколькими успешными участниками этого проекта. Они работают в бизнесе и из него уходить даже не собирались. Это такой способ проверить свои компетенции, немного самоутвердиться, не более», – уточнил Терский.
Кандидат политических наук Александр Васильев отмечает, что кадровая слабость в астраханской ситуации естественна. «Это системная история. Поляну вытаптывали много лет, назначая только из ближнего круга, а последние полтора-два года просто выжигали. Сейчас ситуация выглядит так: кому-то не доверяют, другие действительно уже сами боятся идти во власть, наконец, остается часть малоизвестных людей, которые в поле зрения губернатора пока не попадали», – разъяснил Васильев.
По его словам, Бабушкин прислушивается к мнению своего окружения, хотя и «скорее всего, прекрасно понимает, что там трутся не самые лучшие люди». Политолог уверен, что губернатор фактически приступил к кадровой работе только сейчас, и это можно понять – во время активной и краткосрочной предвыборной кампании на это просто не было времени. Сейчас, отмечает Васильев, Бабушкин проводит активные консультации и переговоры, чтобы учесть мнения разных социальных слоев и групп влияния. «Он поговорил почти со всеми противоборствующими группировками в Астраханской элите. И прекрасно понимает, что не нужны конфликты уже после формирования правительства. А значит, будет своего рода коалиционное решение, чтобы не провоцировать», – рассуждает Васильев.
Собственно, по такой модели строилась астраханская власть при губернаторе Александре Жилкине. Сломать ее пытался сперва Сергей Морозов, затем и Бабушкин, но текущие события, похоже, фиксируют возврат на старый путь.
«Это слишком своеобразный регион. Фактически мы эксклав. Далеко не только до Москвы, а до любой цивилизации. До Волгограда почти 500 км, до Ставрополя еще больше. Если с кем-то и сравнивать, то только с Калининградской областью, – продолжает Васильев. – Нравится или нет, но нужна постоянная коммуникация. Тут иначе невозможно. Привезти всех новых людей в теории можно, но они просто не справятся, не вникнут в специфику достаточно быстро».
А действовать нужно как раз стремительно. В Астрахани вновь стала популярной старая шутка про зависть к Волгограду, который отстроили после войны, а их город никто не бомбил, но жилой фонд буквально разваливается на глазах.
Большие, причем прогрессирующие, проблемы в регионе в здравоохранении, социальной сфере, состоянии дорог. При этом проблем с бюджетом в последние годы нет – за два года региональная казна за счет прироста нефтяных доходов почти удвоилась, но этого не ощущают жители региона. В этой ситуации все чаще вспоминают, что Александр Жилкин удерживал ситуацию в более стесненных условиях и вообще «что-то делал».
Респонденты «ФедералПресс» в областной власти уверены, что Игорь Бабушкин хочет сформировать «систему равноудаленности», но собрать кадровый пазл пока не может по конкретным персонам. На многих ключевых постах, что очевидно местным элитам, пока остались представители ранее противоборствовавших астраханских группировок. Среди таких называют не только «султановских», но и, например, «городских», то есть связанных с окружением бывшего сити-менеджера Олега Полумордвинова. Эту группу считают наиболее пострадавшей во время короткого правления Сергея Морозова. Самостоятельной силой является часть истеблишмента лояльного ИгорюМартынову. По слухам, внутри «Единой России» против председателя заксобрания растет фронда, планирующая сменить его на другую персону в следующем году.
На этом фоне в кулуарах все более популярным становится предположение, что Бабушкин «прислан в регион ненадолго». Собеседник «ФедералПресс» из числа бывших высокопоставленных чиновников, пожелавший остаться неизвестным, отметил, что «некоторые шаги говорят о том, что он должен просто все успокоить к выборам в 2021 году и тихо уйти на повышение». Косвенно это подтверждается некоторыми элементами аппаратных войн, что уже возобновились в регионе, а также активным появлением все новых анонимных телеграм-каналов.
Еще одна версия затягивания состоит в том, что Игорь Бабушкин, возможно, готовится реформировать областную структуру, отменив пост премьера, чтобы лично возглавить исполнительную власть в области. Аналогичные изменения в нескольких регионах уже прошли.
Однако в случае с Астраханью такое развитие событий пока представляется маловероятным. Хотя бы исходя из того, что посты министров и их заместителей дают возможность предложить профессионалам неплохие зарплаты, а при переводе в администрацию ставки придется снижать.
Фото: пресс-служба губернатора Астраханской области.