Редакция «ФедералПресс» / Давид Азизов
Иркутская область
19 ДЕКАБРЯ, 2019
В 2020 году Иркутск рискует остаться без бюджета. В первом чтении депутаты гордумы не приняли проект, предложенный администрацией. Во втором внесли поправки и рекомендовали мэру принять свой вариант. Исполнительная власть посчитала это невозможным. Свое слово внес и прокурор города. Подробности и скрытые причины небывалого в истории Иркутска скандала – в материале «ФедералПресс».
Такого конфликта между городской думой и администрацией Иркутска не припомнят даже политические старожилы, на глазах которых прошли девяностые с их политической вольницей и хроническим безденежьем. За две недели до Нового года областной центр рискует остаться без бюджета на 2020 год. С апреля городская администрация начала подготовку главного финансового документа. Если учитывать трансферты из областного и федерального бюджета, то кошелек Иркутска обещает быть достаточно тугим – примерно 21 млрд рублей. По словам вице-мэра Иркутска Виктора Ешеева, конечно, на все, что хотелось бы, денег не хватит, но проект бюджета, разработанный администрацией, сбалансирован и даст возможность городу нормально жить и развиваться.
«Бюджет у нас социально ориентированный. 60 % бюджета – это социальная поддержка. Третья часть бюджета – городское хозяйство. За последние четыре года бюджет увеличился на 8 млрд рублей. Если в 2015 году он составлял 13 миллиардов, то в 2019-м бюджет составлял уже более 21 миллиарда. И наш опыт был отмечен на Всероссийском конкурсе муниципальных образований в сфере управления финансами. Поэтому повторюсь, бюджет был принят четко, своевременно и направлен в думу Иркутска для его принятия», – отметил вице-мэр.
Формальной процедуры не получилось. Депутаты отказались принимать бюджет в редакции исполнительной власти. По мнению народных избранников, главный финансовый документ не только не несет в себе дополнительных социальных расходов, но и урезает то, что было раньше. Согласно подсчетам председателя думской комиссии по социальной политике Виталия Матвийчука, если депутаты согласятся с предложениями администрации, то иркутская социалка в 2020 году недосчитается почти 2 млрд рублей.
«На комиссии мы обсуждали этот проект бюджета и увидели, какие статьи урезаются. Мы увидели, что, допустим, социальная сфера урезана на 1,8 млрд рублей по сравнению с прошлым годом. Мы все живем в этом городе и видим: в садик надо сдавать деньги на ремонт группы, в школу – на охрану. И депутаты сказали: давайте наконец-то деньги направим на социальные объекты – на ремонт школ, дворов (мы все видим, что по некоторым невозможно ходить). И заложили деньги именно на те статьи, которые просят жители Иркутска», – заявил Виталий Матвийчук.
Судьбу 1,8 миллиарда пояснила руководитель комитета по бюджетной политике и финансам Альфия Валиулина. По ее словам, эти деньги не урезаны, просто часть социальных программ финансируется из областного бюджета и эта сумма должна поступить именно оттуда. Поэтому при проектировании финансового документа города они не отражаются. Но они будут использованы по мере поступления.
Объяснение то ли запоздало, то ли не было услышано. Но тем не менее первое чтение в думе проект бюджета в редакции администрации не прошел. Депутаты направили его на доработку со своими поправками. Общая сумма средств, которые предложили перераспределить депутаты, – более 600 млн рублей. Именно с такой корректировкой депутаты приняли его во втором чтении. И направили на подпись мэру Дмитрию Бердникову.
По закону у главы города Дмитрия Бердникова есть 10 дней, чтобы либо принять бюджет с поправками, либо отклонить. Казалось бы, все просто. Но не в этом случае. Дело в том, что в адрес градоначальника из думы пришли сразу два подписанных председателем думы Дмитрием Ружниковым документа: проект бюджета, предложенный мэрией, и проект бюджета, одобренный думой. По своей расходной части это принципиально разные документы, расхождение в которых – более чем 600 млн рублей. Неизвестно, стоял ли перед таким выбором еще хоть один градоначальник.
Как пояснила руководитель аппарата администрации Иркутска Лариса Красноперова, депутаты не только подали мэру два взаимоисключающих документа, но и в вариантах бюджета противоречат сами себе.
«Во-первых, это серьезный финансовый документ и к нему предъявляются определенные требования. В нашем проекте бюджета есть две графы: подпись мэра и подпись председателя думы. Спикер поставил свою роспись, мэр должен оставить в своей графе или написать, что несогласен. В варианте, предложенном думой, места для визы мэра нет. Где он ее должен поставить? И вообще, с какой редакцией бюджета согласилась дума? Подпись председателя стоит под обеими редакциями», – задается вопросом руководитель аппарата администрации.
Еще одно противоречие, по мнению городских властей, таится в думском варианте бюджета. Изначально депутаты принимают его с учетом своих поправок, а третьим пунктом обязывают исполнительную власть эти поправки разработать.
Однако, по мнению председателя думы Дмитрия Ружникова, противоречия здесь нет. Городской представительный орган попросту не располагает таким штатом специалистов, которые могли бы квалифицированно эти поправки подготовить, поэтому спикер считает, что это как раз компетенция городских властей. В шахматах такая ситуация называется патовой.
Шахматной ситуацией с далеко идущими последствиями заинтересовались надзорные органы. Прокурор Иркутска Дмитрий Прушинский предупреждает: если споры вокруг бюджета затянутся, его ведомство обратится в суд. При этом, по оценкам специалистов прокуратуры, вариант бюджета, предложенный депутатами, не соответствует законодательству.
«Должен констатировать, что работа по бюджету велась с явными нарушениями в области принятия решений. Первое – это касается отсутствия каких-либо поправок и направления документа на доработку. А на втором случае надо остановиться еще подробнее. Проект бюджета, предоставленный думой, составлен, на наш взгляд, с грубыми нарушениями. Поэтому мы вчера внесли протест в адрес председателя думы Иркутска. Все нарушения, которые нами были установлены, отражены в протесте», – пояснил прокурор города.
У думы есть три рабочих дня, чтобы отреагировать на прокурорский протест. Или до 24 декабря депутаты с ним соглашаются, что автоматически означает, что 2020 год город живет по бюджету, предложенному мэрией. Или не соглашаются, и прокуратура подает в суд. А это процесс с непредсказуемыми последствиями для обеих сторон конфликта. И еще более фатальными результатами для города.
Теоретически существует третий вариант – поиск компромисса между двумя ветвями власти. Чтобы понять, насколько он возможен в принципе, необходимо изучить мотивы и доводы сторон. Депутаты предлагают увеличить такие статьи, как оборудование и ремонт придомовых территорий, благоустройство частного сектора, повышение расходов на отлов и содержание бродячих собак, ремонт школ.
Собственно, вопросы социальные и споров у администрации не вызывающие. За исключением одного момента. По словам вице-мэра Виктора Ешеева, создание дефицита при корректировке бюджета недопустимо, поэтому если где-то надо прибавить, то где-то придется и отнять. Например, изъятие 140 миллионов из суммы на поддержку автотранспортных предприятий приведет либо к повышению стоимости проезда (а он самый дешевый в регионе – 15 рублей на муниципальном транспорте), либо к сокращению числа маршрутов.
«Мы не против того, чтобы добавить расходы на предложенные вами статьи. Но тогда придется что-то сокращать. Вы предлагаете на 300 миллионов срезать содержание дорог. А это практически треть от заложенной суммы. Это приведет к тому, что у нас осенью, когда опять пойдет снег, денег на его уборку и вывоз уже не будет. Или отложить строительство ливневой канализации в районе ИВВАИУ. Но в этом году мы уже потратили деньги на ее проектирование. А теперь вы предлагаете вот так этот проект взять и положить на полку? Давайте отбросим амбиции и трезво подойдем к вопросу. Предлагаете увеличить расходы на ремонт придомовых территорий, но ведь вы не будете их зимой ремонтировать. Деньги просто пролежат. Я предлагаю сейчас оставить этот вопрос и вернуться к нему на весенней корректировке бюджета. В марте мы будем понимать, сколько нам поступит в виде межбюджетных трансфертов из области, и вы эти деньги заложите на придомовые территории. А мы сейчас вам можем дать гарантии в этом», – предложил депутатам вице-мэр.
О гарантиях Виктор Ешеев упомянул неспроста. Недоверие между двумя ветвями власти во многом и спровоцировало эту ситуацию. По словам председателя думы Дмитрия Ружникова, такие прецеденты в работе между думой и мэрией уже случались.
«Еще в октябре этого года мы пробовали отработать с администрацией все моменты, чтобы сразу учесть эти суммы в проекте бюджета. Но, к сожалению, наши предложения не были услышаны. Стоит отметить, что на заседании думы в ноябре администрация предложила депутатам самим разработать поправки, так как свой проект бюджета мэрия считала оптимальным и не планировала его менять. Мы с этим никак не могли согласиться, депутаты каждый год просят учитывать их корректировки, но этого не происходит. Поэтому группа депутатов внесла свои предложения, и почти две трети депутатского корпуса их одобрили», – заявил Дмитрий Ружников.
В борьбе за сбалансированный бюджет администрация готова уступить еще 90 млн рублей. Вице-мэр согласен, что теоретически сейчас можно повременить с приобретением новой дорожной техники и перенаправить 96 миллионов, выделенных на эти цели, на другие нужды. Но ему, опять же, нужны гарантии, что на весенней корректировке бюджета депутаты вернут эту статью расходов. Поскольку автопарк изношен и менять его надо. Внятных гарантий Виктор Ешеев пока не получил. Депутаты настаивают на своем проекте бюджета.
Многие аналитики считают, что, кроме сугубо хозяйственной и финансовой составляющей в споре между думой и мэрией, есть и политический контекст. В марте заканчиваются полномочия мэра Дмитрия Бердникова. В дальнейшем город предстоит возглавить сити-менеджеру. Действующий градоначальник, отказавшись в сентябре от депутатского мандата, достаточно четко заявил о своих амбициях остаться у руля города. У сравнительно оппозиционной действующей власти думы на кандидатуру главы администрации свои планы. И от состояния дел в городском хозяйстве этой зимой во многом зависит, сможет ли Дмитрий Бердников претендовать на пост сити-менеджера в марте. Учитывая, что в думе ни у одной из противоборствующих сил нет подавляющего большинства, а лишь ситуативные коалиции, противостояние может затянуться. Чем это может обернуться для города, пояснил вице-мэр Виктор Ешеев.
«Если мы в ближайшие дни не примем бюджет, то 2020 год город будет жить под внешним финансовым управлением. Это так называемая 1/12. То есть каждый месяц мы будем тратить пропорциональную сумму на содержание города. При этом Иркутск лишится права участия в любых федеральных и областных программах и финансировании. Нам придется жить исключительно на собственные доходы. А это половина нынешнего бюджета – всего 9 миллиардов. Из них 8 миллиардов – это зарплаты бюджетникам. То есть на все остальное нам останется 1 миллиард. Вместо 11 миллиардов», – привел цифры вице-мэр.
На вопрос, что ждет город при таком сценарии, председатель думы Дмитрий Ружников ответил, что это самый плохой из всех возможных вариантов, но депутаты уверены: дума права и к такому развитию событий готова.
«Полномочия исполнительного органа – согласовывать бюджет. И мы сегодня исполнительному органу даем рекомендации, как этот бюджет должен выглядеть. И на наш взгляд, рекомендации не какие-то нештатные. И поскольку исполнительный орган упирается и не хочет их принимать, то ответственность на нем. Но, безусловно, будем нести субсидиарную ответственность полностью», – подчеркнул Дмитрий Ружников.
Окончательно неясно, как предстоит жить Иркутску в 2020 году. Это станет известно не позднее 24 декабря. До этого срока депутаты должны решить: или стоять на своем и потом суд будет искать виновных, или все же компромисс до этого времени найдется.
Фото: ФедералПресс / Давид Азизов