Редакция «ФедералПресс» / Давид Азизов
Иркутская область
1 ИЮЛЯ, 2020
В Иркутской области определились первые кандидаты на предстоящие выборы главы региона в сентябре 2020 года. Первым заявление сделал нынешний врио Игорь Кобзев. За ним последовал экс-губернатор Сергей Левченко. За последние 20 лет в регионе выберут седьмого главу и четвертого, избранного всеобщим голосованием. При этом каждые губернаторские выборы проводились по новой редакции закона или он существенно видоизменялся после внесенных поправок. Грядущее волеизъявление не станет исключением: 20 мая на очередной сессии депутаты областного парламента приняли закон, который допускает на выборы кандидатов-самовыдвиженцев. В чем необходимость модификации и кому она на руку – выяснил обозреватель «ФедералПресс».
Очередная сессия Законодательного собрания Иркутской области отметилась сразу несколькими законами, которые если не изменят жизнь региона, то уж точно повлияют на ход губернаторских выборов в сентябре этого года. Главным номером в законодательной повестке нынешней сессии стал законопроект, предложенный Евгением Сарсенбаевым, который представляет в областном парламенте интересы жителей Ангарска – второго по численности города в Приангарье. Автор и разработчик законопроекта предложил допустить к участию в выборах губернатора самовыдвиженцев. Действующая же до этого редакция закона подразумевала только участие представителей партий.
«Актуальность разработки закона вызвана необходимостью расширения пассивного избирательного права граждан и деполитизацией выборной должности руководителя области. До последнего времени в региональном законодательстве использовался не весь избирательный инструмент для выдвижения кандидата на пост высшего должностного лица региона, устанавливалось ограничение кандидатов только представителями партий. Таким образом отсекались независимые кандидаты. То есть во внимание большей частью брались не личностные качества кандидата, а его партийная принадлежность. Принятый закон позволит достойным людям вне политики выдвинуться на пост губернатора Иркутской области», – заявил инициатор законопроекта.
При этом, согласно законопроекту, потенциальный кандидат-самовыдвиженец должен собрать не менее 0,5 % подписей в свою поддержку от общего числа избирателей, которых в Приангарье чуть более 1 миллиона 800 тысяч человек. Причем пятая часть всех подписных листов подлежит пристальной проверке. Политконсультант Владислав Шиндяев с инициативой согласен: новая редакция закона для Иркутской области актуальна и своевременна. Приангарье давно «выросло» из ситуации, когда политическая борьба за должность главного должностного лица происходила между основными парламентскими партиями. Сейчас в регионе есть достаточно харизматичные и сильные лидеры, которые не готовы связывать себя партийными рамками. При этом, открывая дополнительные возможности, закон создает и дополнительные трудности.
«Это нормальный парламентский процесс. Закон теперь предусмотрел возможность участия в выборах губернатора самовыдвиженцев. Это безусловно повысит политическую конкуренцию, поскольку в области есть люди, способные и желающие бороться за пост, не связывая себя партийными рамками и обязательствами. Другой вопрос, что наличие самовыдвиженцев существенно добавляет нагрузку на избирательные кампании. Сбор подписей, а по новому закону это 0,5 % от общего числа избирателей,– дело достаточно ответственное. В нашем регионе самовыдвиженцу их придется собрать порядка 10 тысяч, каждую пятую предстоит проверить. А мы видели на предыдущих муниципальных выборах, что недостоверность данных или нарушения при сборе подписей – самая распространенная причина отказа», – напомнил политконсультант.
Стоит отметить: законопроект принят большинством голосов в первом и окончательном чтении. Обошлись депутаты без споров и межфракционной борьбы, что для Законодательного собрания Иркутской области нынешнего созыва скорее исключение, нежели правило.
В этот же день о готовности бороться за губернаторское кресло открыто заявили сразу три претендента. Первым откликнулся врио губернатора Игорь Кобзев. На встрече с медиками в правительстве региона председатель общественной палаты Владимир Шпрах, заявивший, что представляет всех врачей области, спросил Игоря Кобзева о губернаторских амбициях. Их врио главы региона тут же подтвердил.
«От своего деда – героя войны я навсегда усвоил один принцип: все, что ты делаешь, делай ради людей. И по жизни я иду с этим принципом. И неважно, где я находился: в системе военного управления, в системе МЧС, сейчас в системе государственного управления. Я принимаю решение участвовать в предвыборной кампании на выборах губернатора Иркутской области. Мы сможем сделать многое для жителей области. Уверен, мы победим»,– заявил врио губернатора. При этом Игорь Кобзев дал понять, что он пойдет на эти выборы как раз в порядке самовыдвижения и процесс сбора подписей его не смущает.
Следом за врио главы региона о своей готовности ввязаться в борьбу сообщил постоянный политический оппонент, ныне действующей в области власти, экс-губернатор коммунист Сергей Левченко. Он собирается идти от КПРФ, и его как представителя парламентской партии нововведения в законе не затрагивают. Между тем Сергей Левченко считает: у вновь принятого закона, кроме внешней демократичности, есть еще и вторая сторона.
«Понятно, почему с такой скоростью и легкостью этот закон прошел: потому что есть заинтересованность не в общей демократии, как некоторые говорят или подозревают, а есть заинтересованность вполне конкретная. Потому что выдвигаться от партии власти, как ее принято называть, сегодня токсично», – выразил мнение экс-губернатор.
Еще одним претендентом, заявившим о своих губернаторских амбициях в этот день, стала лидер эсеров в парламенте региона Лариса Егорова. Как представитель парламентской партии она также освобождена от сбора подписей. По мнению политолога Сергея Шмидта, такой стартовый расклад оказался вполне предсказуемым. Как и перспективы принятия закона, разрешающего участие в выборах самовыдвиженцев.
«С момента своего появления в Иркутской области Игорь Кобзев демонстрировал себя как человека, направленного в регион президентом, но надпартийного. Поэтому у него был небольшой набор возможностей. От КПРФ он бы не пошел по понятным причинам. Было бы интереснее, если бы врио пошел от какой-то из малых партий, например от «Справедливой России», поскольку ЛДПР достаточно экстравагантна. Но, видимо, политтехнологи остановились на варианте самовыдвижения. Отсюда и такой закон появился. Собственно, из того, что его главный выгодаприобретатель – действующий врио, никто секрета не делает», – заключил Сергей Шмидт.
При этом, по мнению политолога, будет интересно наблюдать: кто еще выдвинется на губернаторский пост в ранге самовыдвиженца? Благодаря тому, что 20 % от необходимого числа подписей будут проверяться избиркомом, появление в предвыборной гонке людей случайных практически исключается. Однако Сергей Шмидт считает, что в свете выборов в Госдуму в 2021 году потенциальные кандидаты–одномандатники могут использовать губернаторские выборы как способ повысить узнаваемость.
То, что закон появился и принят именно на майской сессии, ряд политологов и аналитиков объясняют замерами рейтинга потенциальных кандидатов. В апреле картина еще не была достаточно ясна, а принятие закона в июне – слишком уж очевидный предвыборный ход. К тому же закон, принятый в июне, не распространился бы на выборы, назначенные на сентябрь.
В губернаторской кампании 2020 года появится не только больше флагов и вымпелов, под которыми идут кандидаты. Она обещает стать также и самой финансовоемкой. На этой же 30-й сессии областного парламента наравне с законом, открывающим самовыдвиженцам путь к вершинам региональной власти, появился закон, который позволяет кандидатам усыпать этот путь крупными купюрами. В первом и окончательном чтении принята законодательная инициатива депутата Кузьмы Алдарова. Теперь на свою избирательную кампанию кандидатам можно потратить в два раза больше денег: максимальная граница избирательного фонда установлена на отметке 120 миллионов рублей, а в случае второго тура эта сумма составляет уже 140 миллионов.
По мнению политконсультанта Розы Абдулиной, такие цифры не должны шокировать. Никаких принципиальных изменений для избирателей и самих кандидатов новый закон не несет. Он лишь юридически закрепляет то, что давно сложилось де-факто, и избавит от «войн штабов».
«Не секрет, что в Иркутской области был законодательно установлен очень незначительный избирательный фонд. При этом для выборов регионального уровня сумма в 120 миллионов – вполне адекватная цифра. Зафиксировав ее юридически, законодатели просто вывели в официальную плоскость часть средств, которые и без того тратились. Раньше постоянным делом были погони за тиражами агитационных материалов. Конкуренты регулярно пытались уличить друг друга, что фактический тираж больше заявленного. Сейчас штабы будут избавлены от этой непродуктивной борьбы. Также этот закон дает возможность платить агитаторам деньги из официального избирательного фонда. С одной стороны, это избавляет штабы искать какие-то обходные пути, а с другой, самим агитаторам дает гарантии, присущие официальной работе», – считает политконсультант.
К слову сказать, по факту увеличения избирательного фонда и о том, насколько процентов они сами готовы его использовать, потенциальные кандидаты пока не высказались. За исключением коммуниста Сергея Левченко, который назвал озвученный порог в 120 миллионов неоправданно высоким и неприемлемым в кризисный период.
Фото: irkobl.ru, irkutsk.spravedlivo.ru, пресс-служба Законодательного собрания Иркутской области, ФедералПресс / Давид Азизов