Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Хулиганы из девяностых». К чему приведут пятна на репутации либерал-демократов?

Редакция «ФедералПресс» / Оксана Дякина
Москва
16 ИЮЛЯ, 2020

Арест хабаровского губернатора довольно сильно качнул позиции ЛДПР. «Соколы Жириновского» начали чистить ряды: появилась информация о смене лидеров региональных отделений в ряде субъектов. Впрочем, заявление лидера партии четко дало понять: аксакал российской политики «своих» не сдает, даже перед лицом грозной машины правосудия. Случай с Фургалом – далеко не единственный: в партию и раньше попадали люди с сомнительным прошлым. Подобные вещи, зернышко к зернышку, добавляют сомнений в способности либерал-демократов получить желанный статус третьей политической силы в стране. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Эффект Фургала

Задержание Сергея Фургала большим сюрпризом для многих не стало. Депутата Госдумы Александра Хинштейна удивило, скорее, что он был арестован «так поздно». «В оперативных учетах МВД он состоит с 1990-х как связь ОПС «Общак». Задержанный и осужденный в 2011 году преступный авторитет Тимоха был его помощником. Будучи депутатом, Фургал продолжил заниматься сомнительным бизнесом», – отмечает Хинштейн.

Соучредитель Российской ассоциации политических консультантов Олег Молчанов считает, что протесты в Хабаровском крае стали следствием подъема политической активности, которую вызвало голосование по поправкам в Конституцию. «Пока сложно сказать, виновен Фургал или нет. Годы прошли. Но не думаю, что это вызовет политический кризис в рядах ЛДПР. Наоборот, Жириновский показал, что «своих не сдает», набрал рейтинг среди своих избирателей, также среди колеблющихся. Такая жесткость у определенной части населения вызывает уважение», – считает Молчанов.

Схожее мнение и у директора Центра развития региональной политики Ильи Гращенкова. «То, что Жириновский по-пацански Фургала не сдал, может дополнительно привлечь электорат, – уверен Гращенков. – ЛДПР с годами несколько утратила флер правой силы, теперь может привлечь озлобленный электорат, которому хочется показать всем «кузькину мать».

Директор по политическому анализу Института социального маркетинга Виктор Потуремский полагает, что ситуация с Фургалом безвозвратная. «Выдвинуты обвинения по серьезным статьям, и они, скорее всего, имеют под собой основания. Уход Фургала с такой статьей на региональном уровне для ЛДПР будет серьезной организационной потерей. Не факт, что протестные настроения в Хабаровске будут конвертированы только в пользу ЛДПР – ситуация с Фургалом скорее общефедеральная, нежели чисто партийная», – полагает Потуремский.

Многое, считает политолог Владимир Перевозчиков, зависит от того, как долго эту тему будет держать в повестке сам Жириновский. Если долго, продолжится критика ЛДПР на федеральных телеканалах, и выгодополучателями будут коммунисты. Если так или иначе «сторгуется», тему с критикой ЛДПР отпустят, и тогда репутация партии не пострадает. Это станет понятно уже совсем скоро. «Когда Фургал стал губернатром, вся элита края ему присягнула. Поэтому многое будет зависеть от того, кто будет назначен врио: если регион опять отдадут ЛДПР, значит, Жириновский сторговался по одному из моментов», – поясняет Перевозчиков.

Гендиректор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов полагает, что громкое уголовное дело в отношении Сергея Фургала едва ли серьезно отразится на электоральной рейтинге ЛДПР. «Не говоря о том, что к парламентским выборам оно, возможно, забудется», – добавляет эксперт.

«Соколы» с сомнительной репутацией

ЛДПР традиционно имеет свой устойчивый электорат на всех уровнях выборов. Политолог Владимир Перевозчиков разделил сторонников либерал-демократов на три группы. Первая – те, кто голосует стабильно за Жириновского. Вторая – те, кто против власти и против коммунистов по идейным или иным соображениям. И третья – те, кто вообще против всех. «Каждый раз ту или иную категорию либерал-демократы стараются мобилизовать под себя ситуативно, отслеживая повестку. Сейчас, если с экономикой будет беда, лозунг «мы за бедных» опять будет работать», – прогнозирует эксперт.

Однако столь же стабильно в ряды либерал-демократов попадают люди с подмоченной репутацией. Стоит, к примеру, вспомнить убийство в 1998 году политика Галины Старовойтовой. В 2014 году экс-депутат Госдумы от ЛДПР Михаил Глущенко («Миша Хохол») заявил, что заказал ее убийство. Появилась также записка, автор которой утверждал: убийство Старовойтовой было определенной платой за вхождение Михаила Глущенко в список депутатов будущей Госдумы от ЛДПР.

Еще одним фигурантом списка кандидатов от ЛДПР в Санкт-Петербурге являлсяВячеслав Шевченко. Он тоже успешно прошел в Думу и стал заместителем председателя комитета по туризму и спорту. В 2004 году Шевченко был убит на Кипре, и там местная газета открыто назвалаего «криминальным авторитетом».

Членом фракции ЛДПР былтакже экс-депутат Госдумы Ашот Егиазарян, которого в 2010 году лишили неприкосновенности и возбудили дело о мошенничестве, совершенном в составе группы лиц. Политик сбежал в США, был объявлен в международный розыск.

Фракцию ЛДПР в свое время представлял и депутат Алексей Митрофанов, который, правда, позже переметнулся в «Справедливую Россию». В 2014 году его обвинили в мошенничестве. Политик скрылся в Хорватии.

Политолог Виктор Потуремский вспоминает и другую ситуацию, когда от ЛДПР пытался баллотироваться Анатолий Быков, который сейчас находится под следствием за заказные убийства.

По словам Виктора Потуремского, действующее законодательство ограничивает участие в политике для определенного круга лиц. Но есть кейсы за пределами законодательства, и они регулируются партийными правилами. Ужесточены эти правила только в «Единой России»: при возбуждении уголовного дела в отношении члена партии (а известны случаи,когдадаже после пьяных выходов) из ЕР исключают сразу.

Впрочем, лояльности либерал-демократов есть свое объяснение. Как отмечает гендиректор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов, еще с начала девяностых ЛДПР позиционировала себя как партия «дерзких и резких», что обеспечивает ей поддержку значительного числа избирателей. «К тому же это одна из старейших российских партий, поэтому ее членам можно инкриминировать действия не только 2001, но и 1991 года, когда многие криминальные и околокриминальные вещи считались вполне естественными и допустимыми. В то же время, если оперировать не абсолютными, а относительными показателями, может оказаться, что у ЛДПР меньше фигурантов уголовных дел на тысячу членов, чем у ряда других российских партий», – отмечает Смирнов.

Амбиции под угрозой

Еще недавно ЛДПР ставила амбициозную задачу: стать второй партией в Государственной думе по итогам выборов 2021 года. Казалось, резон в этом есть: за последние годы рейтинг либерал-демократов существенно вырос и даже приблизился вплотную к рейтингу главного соперника – коммунистов. Скорректировался с годами и имидж лидера партии Владимира Жириновского. «Он давно не политический клоун, а аксакал в политике. Мало таких людей, кто еще в начале 90-х зашел в политику и столько лет продержался. Поэтому партия попадает в определенную часть своего электората своими смыслами, идеями и подходами. Думаю, что возраст берет свое, и рано или поздно Жириновский уйдет с поста. Но он готовит своих коллег и сотрудников, сделана ставка на молодежь, которая «оперилась», – считает Перевозчиков.

Директор по политическому анализу Института социального маркетинга Виктор Потуремский уверен, что рейтинг ЛДПР изменится, но пока непонятно, в какую сторону, так как партия «не может похвастать тем, что в каждом регионе имеет серьезную поддержку».

По мнению директора Центра развития региональной политики Ильи Гращенкова, позиции ЛДПР всецело будут зависеть от запроса общества. «Если общество захочет структурных изменений, будет тяготеть к «левой» повестке. Думаю, разброс между второй и третьей партией в Госдуме будет не слишком велик. В районе 5–7 процентов максимум, – считает Гращенков. – Но такие шансы есть, если Жириновский продолжит задействовать протестную риторику. Тогда на ЛДПР можно будет сделать ставку».

Фото: ФедералПресс / Елена Сычева