Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Утро после бури. Легко ли далась Кобзеву победа на выборах главы Приангарья?

Редакция «ФедералПресс» / Давид Азизов
Иркутская область
14 СЕНТЯБРЯ, 2020

В Иркутской области разрешилась главная политическая интрига губернаторских выборов 2020 года. За схваткой представителя КПРФ, депутата Госдумы РФ Михаила Щапова и врио губернатора Игоря Кобзева, поддержанного ЕР, наблюдали политологи со всей страны. Больше всего споров вызывала перспектива второго тура. Его не случилось. Обработав 95 % бюллетеней, облизбирком заявил о том, что Игорь Кобзев набрал 60 % голосов. Только ли Кобзев вышел победителем и благодаря чему ЕР вернула утраченные 5 лет назад позиции в регионе? О политическом значении итогов голосования и перспективах региона – в материале «ФедералПресс».

Второго тура не будет

Выборы в Иркутской области состоялись, и второго тура не будет. Об этом говорят данные облизбиркома. После обработки 95 % бюллетеней лидирует врио губернатора Приангарья Игорь Кобзев с активом в 60 % голосов. Это значит, что победа ему досталась уже в первом туре, ведь по закону второй тур назначается, если ни один из кандидатов не набирает более 50 %.

Следом за Игорем Кобзевым идет коммунист Михаил Щапов, набравший почти 26 % голосов. Третьим стал Геннадий Щадов от КПСС, которого ряд аналитиков называют спойлером, то есть кандидатом, задачей которого было отобрать голоса у Михаила Щапова. Однако даже если приплюсовать 4,32 % голосов Геннадия Щадова к 25,86 %, собранным Михаилом Щаповым, становится видно, что перевеса над Кобзевым не получается. Единственная дама из пяти кандидатов, справедливоросс Лариса Егорова, показала схожий с Щадовым результат в 4,14 %, что, по мнению ряда политологов, вполне ожидаемый показатель. А вот представитель ЛДПР Андрей Духовников опроверг политические предсказания и получил поддержку от 2,55 % избирателей. Между тем на фоне событий в Хабаровске многие политические пророки предрекали ЛДПР триумфальные 10–15, а то и 20 % голосов.

По мнению учредителя движения за честные выборы «Голос» политолога Алексея Петрова, кампания, если мерить мерками Приангарья, прошла достаточно честно и с ее результатами спорить не приходится. Кроме того, Алексей Петров считает, что выборы прошли в достаточно конкурентной атмосфере.

«Учитывая, что нарушений было относительно немного и они в большинстве своем не носили серьезного характера, мы признаем итоги выборов. 60 % голосовавших высказались за врио губернатора Кобзева, и выбор этих людей, безусловно, надо уважать. Что же касается вопроса, конкурентными были выборы или нет, достаточно посмотреть на результаты губернаторских выборов в других регионах, где победители набрали по 80, 85, а где-то и 92 % голосов. Так что штабу Игоря Кобзева пришлось понервничать, и выборы были действительно острыми и конкурентными», – считает политолог.

Между тем ряд участков продемонстрировал политические аномалии. Так, на севере региона на временной УИК, расположенной в вахтовом поселке нефтяников, за Михаила Щапова проголосовали 289 человек и за Игоря Кобзева свои голоса отдали 199 избирателей. Стоит отметить, что этот участок отличается не только своей отдаленностью, но и изолированностью. Это, с одной стороны, осложняет присутствие наблюдателей на режимном объекте, но, с другой, полностью исключает возможность «подвозов» и «каруселей».

Кстати, победа Игоря Кобзева стала самой дорогой в новейшей истории Иркутской области. По предварительным отчетам, избирательный фонд, сформированный штабом врио губернатора, превысил 100 миллионов рублей. Для сравнения, это четверть годового бюджета такого немаленького и не самого бедного по местным меркам райцентра, как Усть-Кут, расположенного на севере региона, где проживает 40 000 жителей.

Осталось лишь снять усталость...

Помимо солидных предвыборных бюджетов, была в губернаторских выборах 2020 года еще одна особенность. Они проходили в течение трех дней. По официальным заявлениям ЦИК, ноу-хау призвано простимулировать политическую активность избирателей и увеличить явку. Однако «чуда от Эллы Памфиловой», как называют трехдневное голосование в политтехнологических кругах, не получилось. В Приангарье на избирательные участки пришел лишь каждый третий избиратель. Таким образом явка на губернаторских выборах осталась на уровне прежних лет – 30 %.

Политконсультант Владислав Шиндяев считает, что основной причиной, почему на участки пришло примерно столько же людей, что и в 2015 году, стала банальная усталость от бурных политических событий последнего года.

«Это второе серьезное голосование в этом году. Да и людей из года в год все сложнее убедить идти на выборы. Что касается мобилизации, было предположение о том, что три дня голосования позволят большему количеству людей прийти на выборы. Но люди просто начали откладывать поход на выборы. И самое интересное, что практика этих трех дней голосования показала: по факту мобилизацию оказалось проводить сложнее – тот запал, который есть у людей перед одним днем голосования, сходит практически на нет, когда люди голосуют три дня»,– подытожил Шиндяев.

Обширный список победителей

Тем не менее победа Игоря Кобзева не вызывает сомнений ни у его сторонников, ни у его противников. Политолог Сергей Шмидт считает, что лидерство в избирательной гонке, во всяком случае в достаточно большой части, можно назвать личной победой кандидата.

«Учитывая, что избирательный штаб Игоря Кобзева вел достаточно стандартную кампанию, которую можно назвать «добротный олд-скул», то победу Игоря Кобзева можно назвать в большой степени личной победой, поскольку он смог, придя в чужой и очень сложный регион, да еще в непростой экономический период, одержать победу. Еще одной победой стало то, что ему удалось консолидировать наши очень беспокойные элиты, находящиеся в состоянии перманентной войны, и если не окончательно помирить их, то организовать достаточно прочное перемирие», – резюмирует политолог.

По мнению Сергея Шмидта, в список выгодоприобретателей от победы Игоря Кобзева можно смело внести представителей этих самых элит. Наиболее яркими и узнаваемыми из них можно назвать двух представителей строительного бизнеса: Александра Битарова и Алексея Красноштанова. Именно их поддержка и электоральные ресурсы, а самое главное конфликт с главой региона Сергеем Ерощенко во многом обеспечили на губернаторских выборах в 2015 году победу коммунисту Сергею Левченко.

«Я не исключаю, что представители элит получат некие преференции в отношении своего бизнеса. Но есть еще один момент. Это, подчеркиваю, мое прекраснодушное суждение, но элиты получили губернатора, который может выступать арбитром в их бесконечных спорах и войнах. Это немаловажное приобретение даст им возможность переключиться с межэлитных разборок на нечто более созидательное», – считает Сергей Шмидт.

К слову, среди пяти претендентов на высший должностной пост в регионе как минимум трое (не считая самого Игоря Кобзева) также могут записывать в свои активы локальные победы. Так, Михаил Щапов, занявший второе место в избирательной гонке, показал хороший потенциал и узнаваемость. По мнению ряда экспертов, это может помочь ему со временем занять пост первого секретаря обкома КПРФ и сменить на этой должности Сергея Левченко, который вполне может в 2021 году вернуться в Госдуму.

Хорошим трамплином для выборов в Госдуму в 2021 году нынешние выборы могут стать и для справедливоросса Ларисы Егоровой, продемонстрировавшей хороший результат и узнаваемость. Также неплохим стартом эти выборы стали и для Геннадия Щадова, совершенно неожиданно занявшего третье место. Многие эксперты, называя его задачу на этих выборах как спойлера коммунистов, отмечают, что в роли технического кандидата Щадову – представителю обеспеченного и уважаемого в регионе семейства – было явно тесно.

Пока у экспертов и аналитиков не сложилось единого мнения по поводу кадровой политики нового губернатора. С декабря 2019 года еще в статусе врио он был вынужден сохранить часть предыдущей команды, исходя из политических соображений и с оглядкой на предстоящие выборы. Теперь эти рамки сняты. В кулуарах говорят о том, что обновление руководства ожидают ряд министерств и ведомств. Их возглавят люди с московской или воронежской пропиской (Игорь Кобзев – уроженец Воронежа).

Споры идут также и вокруг должности председателя областного правительства. Сейчас его возглавляет Константин Зайцев. Часть экспертов уверена, что экс-налоговик сохранит за собой этот пост. Другие считают, что его принесут в жертву за грядущий 10-миллиардный секвестр областного бюджета, который Игорь Кобзев еще в статусе врио пообещал президенту Владимиру Путину.

В любом случае, учитывая непростую экономическую ситуацию, пост председателя правительства Иркутской области в ближайшее время будет не самой завидной должностью в «большом сером доме» Иркутска – в этом сходится большинство экспертов. Также практически не вызывает сомнений, что свой пост покинет самый оппозиционный член Совета Федерации, сенатор-коммунист Вячеслав Мархаев, представляющий в верхней палате парламента Иркутскую область. На его место эксперты пророчат депутата ГД от «Единой России» Андрея Чернышева.

Фото: irkobl.ru, irkutsk.izbirkom.ru