Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Бюджетный кейс. Как новые партии проложили себе дорогу в Госдуму

Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Лазарева
Москва
14 СЕНТЯБРЯ, 2020

Новые политические партии впервые попробовали свои силы на выборах. В большинстве своей первый блин вышел комом. Лишь партия предпринимателя Алексея Нечаева смогла по-настоящему «выстрелить» в нескольких регионах. Впрочем, программу минимум они выполнили – получили представительства в субъектовых заксобраниях. Можно ли им новичкам рассчитывать на выполнение программы максимум – получение мест в Госдуме в 2021 году – расскажем в материале «ФедералПресс».

Из четырех новых политических партий, которые были созданы в преддверии старта избирательной кампании – 2020, очевиден успех только одной. Партия владельца Faberlic Алексея Нечаева «Новые люди» показала уверенный результат в Новосибирской, Калужской, Костромской и Рязанской областях.

Одного представителя получит партия «Зеленая альтернатива» в заксобрании Челябинской области и в республике Коми.

Партия «За правду» Захара Прилепина получает мандат в Рязанской области.

И лишь создателю «Танчиков» Вячеславу Макарову не удалось создать вокруг своей Партии прямой демократии достаточную коалицию: максимальный результат партии в Воронежской области – 2,4 %. Впрочем, на протяжении всей кампании и создавалось впечатление, что Макаров не особо стремился к этому: новоиспеченный политик был уверен, что найдет сторонников в понятном ему интернет-пространстве, но, как показала практика, искать нужно было не в онлайне, а в офлайне, и до каждого избирателя нужно было дойти не несколькими кликами мышки, а своими ногами.

Таким образом, путевку на выборы в Госдуму получили только три из четырех новых партий: «Новые люди», «За правду» и «Зеленая альтернатива». И, по мнению ведущего аналитика Агентства политических и экономических коммуникаций Михаила Нейжмакова, это неплохой результат, «учитывая, что преддверие нынешних региональных выборных кампаний создавало дополнительные препятствия для раскрутки таких проектов». «Можно отметить снижение интереса СМИ к партийной политике в целом на фоне коронакризиса примерно с конца марта по май 2020 года, а также не особенно благоприятный для продвижения новых проектов июнь, когда на фоне подготовки к общероссийскому голосованию по поправкам в информационном пространстве если и упоминались оппозиционные партии, то в первую очередь наиболее влиятельные парламентские», – полагает эксперт.

Но означает ли это гарантированное попадание в федеральный парламент?

Нейжмаков считает, что пока «недостаточно оснований, чтобы считать, что даже наиболее успешные из новых партий смогут пройти в новый состав парламента по пропорциональной системе». «Сами эти партпроекты на федеральных выборах скорее будут конкурировать за умеренно-оппозиционного избирателя со старыми непарламентскими партиями, а также со «Справедливой Россией». Впрочем, – замечает политолог, – последняя смогла пройти в заксобрания и там, где активность новых партий была весьма значительной (например, в Рязанской области или Республике Коми)».

Успех новых партий на парламентских выборах зависит от множества факторов. Если начать с политических, то получить хотя бы один мандат на парламентских выборах новым партиям будет гораздо сложнее – федеральная кампания все же требует большей концентрации и финансовых, и человеческих ресурсов. И это нужно понимать тому же Алексею Нечаеву, партия которого получила неплохой результат прежде всего, благодаря финансовым затратам. Нельзя забывать и об административной поддержке. «В таких тепличных условиях, – как называет прошедшие выборы политолог Илья Гращенков, – получить требуемый результат было достаточно просто. Вместе с тем, только «Новые люди» вели реальные кампании, как полевые так и фоновые».

Именно это дает партии Нечаева реальный шанс получить и места (или хотя бы одно место) в будущем созыве Госдумы. На «новых людей» работает и другой фактор – их риторика, которая, по словам политолога Аббаса Галлямова, «только входит в моду». «Правая же идеология – та самая, с которой выступают «Новые люди», сейчас, впервые за двадцать лет востребована. Так что у «Новых людей» есть все шансы преодолеть проходной барьер на думских выборах», – убежден эксперт.

В отличие от риторики партии «За правду» Захара Прилепина, которая неожиданно для многих действительно ограничилась лишь выполнением программы минимум. Впрочем, при этом сам лидер «правдолюбов» оказался за пределами региональной политической жизни – в заксобрание Челябинской области пройти ему не удалось. «Риторика прилепинцев вышла из моды несколько лет назад, – поясняет Аббас Галлямов. – Весь этот державный патриотизм и противостояние с окружающим миром изрядно поднадоели избирателю. Тот в них разочаровался».

Среди экспертов бытует мнение, что скромные результаты объясняются как раз тем, что на этом этапе каждой новой партии нужно было лишь заявить о себе и получить квоту для участия в парламентской кампании и при этом без необходимости собирать подписи избирателей в свою поддержку. А поэтому не было большого смысла тратить деньги, силы и нервы. Политолог Илья Гращенков назвал такой подход «экономным и бюджетным».

И все же, если новички всерьез намерены побороться за мандаты Госдумы в 2021 году, им придется потрудиться. По словам Гращенкова, входить в эту кампанию они вынуждены будут с нуля – в конце концов, охватить предстоит не три-пять регионов, а всю страну и всей стране доказать свою компетентность. «Да, узнаваемость теперь есть у «Новых людей», но все-таки не стоит расслабляться и почивать на лаврах, а то существует шанс повторить судьбу таких проектов, как «Правое дело», «Гражданская платформа» и так далее. Времени для наращивания мускул перед выборами в парламент уже не осталось. А если выборы пройдут досрочно, например в марте-апреле 2021 года, то можно считать что избирательной кампания уже стартовала», – убежден Гращенков.

Фото: ФедералПресс / Елена Сычева