Редакция «ФедералПресс» / Давид Азизов
Иркутская область
19 ОКТЯБРЯ, 2020
30 сентября депутаты ЗС Иркутской области утвердили на посту председателя регионального правительства Константина Зайцева. Процедура прошла без эксцессов, что для политической жизни Приангарья само по себе уже событие. Впрочем, иркутские парламентарии тут же показали характер, и не все предложения губернатора были одобрены. Кто и какие кабинеты займет в «Сером доме», а самое главное о явных и тайных причинах назначений – в материале «ФедералПресс».
30 сентября на очередной сессии Законодательного собрания Иркутской области депутаты большинством голосов одобрили на пост председателя правительства кандидатуру Константина Зайцева. Фактически региональный бывший главный налоговик Иркутской области возглавляет кабмин с марта 2020 года – после того, как его предшественник Руслан Болотов перешел на работу в администрацию Иркутска, и впоследствии возглавил областной центр. Однако устав области требует после избрания губернатора согласовать предложенные им кандидатуры председателя правительства и зампредов. Однако, учитывая неоднородность областного парламента и патологическую несговорчивость отдельных депутатских групп, процедура имела все шансы перейти рамки чисто формальной. Но неожиданностей не случилось. Большинство депутатов поддержали кандидатуру Константина Зайцева.
По мнению политолога Сергея Шмидта, 34-я сессия Законодательного собрания продемонстрировала единодушие по вполне прагматичной причине – Константин Зайцев стал едва ли не безальтернативной фигурой, устраивающей наиболее влиятельные депутатские группы и бизнес-элиту региона. Кроме того, он наиболее полно отвечает экономическим и политическим реалиям.
«Надо понимать, что Константин Зайцев, скорее всего, остался бы на своей должности независимо от того, кто выиграет выборы. Такие же высокие шансы сохранить за собой руководство региональным кабмином он бы имел и в случае победы Михаила Щапова. Причин несколько. Во-первых, он бывший глава налоговой службы, и как никто другой знает область и ее истинное экономическое состояние. Для Игоря Кобзева, как человека менее года проведшего в регионе, это один из ключевых факторов. Есть и еще один. Константин Зайцев, как и его предшественник Руслан Болотов, – фигура непубличная. Он выполняет свои функции и при этом остается в тени, предоставляя право публичности губернатору», - считает Шмидт.
Стоит отметить, что «тучный бюджет» 2017, 2018 и 2019 годов – это в том числе и заслуга налоговиков, работавших в тот период под руководством Константина Зайцева. Поэтому за плечами нового премьера внушительный бэкграунд, как и у министра финансов Натальи Бояриновой, сохранившей свой пост уже при третьем губернаторе.
Если кандидатура председателя правительства не вызвала возражений у депутатов, то борьба за освободившийся после перехода Виктора Игнатенко на преподавательскую работу, пост областного омбудсмена сразу обещала стать непростой. Изначально Игорь Кобзев предложил на этот пост экс-депутата ЗС и бывшего спикера городской думы Андрея Лабыгина. За несколько дней до сессии заскобрания губернатор отозвал кандидатуру и предложил на это место Эльвиру Бондареву. Однако по ряду признаков у экспертов изначально возникли сомнения, что депутаты одобрят это решение. Неуверенность продемонстрировал и сам губернатор: он присутствовал в зале заседания при утверждении Константина Зайцева, однако покинул сессию, как только речь зашла об утверждении омбудсмена.
По мнению ряда экспертов, предложение на пост Уполномоченного по правам человека в Иркутской области Эльвиры Бондаревой как раз и является продолжением истории с отзывом кандидатуры Андрея Лабыгина. После того, как предварительные консультации показали, что кандидатура экс-депутата заксобрания и бывшего председателя городской думы не соберет симпатий большинства парламентариев, аппарат губернатора следующий шаг совершил без предварительных консультаций и проработки вероятности согласования. Кандидатура Эльвиры Бондаревой, по мнению политконсультанта Владислава Шиндяева, была внесена скорее всего ситуативно.
«Сложившаяся практика такова, что согласование фигур такого серьезного стратегического и политического уровня всегда являются предметом внутриполитических договоренностей. Причем не только внутрипартийных, но и межфракционных и договоренностей с отдельными депутатами и группами. Процедуре внесения кандидатур и голосования всегда предшествуют долгие консультации, где максимально стараются учесть все мнения и интересы сторон. После того, как консультации показали, что фигура Андрея Лабыгина на сессии Законодательного собрания непроходная, была предложена, скорее всего, без достаточной предварительной проработки вопроса и согласований между законодательной и исполнительной властями кандидатура Эльвиры Бондаревой. Собственно, поэтому депутаты ее отвергли. Кто-то проголосовал против, остальные вообще устранились от участия в голосовании», – заключает политконсультант.
Маневр с уходом из зала заседаний накануне того, как депутаты отвергнут его предложение, Игорь Кобзев демонстрирует не впервые. Точно также он поступил весной этого года, когда внес на рассмотрение депутатов кандидатуру экс-мэра Иркутска Дмитрия Бердникова на должность зампреда правительства. Тогда депутаты не утвердили бывшего градоначальника и курировать вопросы Тулуна Дмитрию Бердникову последующие полгода пришлось в ранге исполняющего обязанности заместителя председателя правительства. Теперь Игорь Кобзев повторил попытку. Кандидатура Дмитрия Бердникова будет рассмотрена на следующей сессии парламента. Впрочем, как считает политолог Сергей Шмидт, с минимальными шансами на успех.
«Очень маловероятно, что депутаты выразят одобрение. Слишком в серьезную конфронтацию Дмитрий Викторович (Бердников) вошел, будучи мэром с тем же «строительным лобби», которое имеет большое влияние в ЗС. В целом назначение Бердникова в областное правительство – лишь способ не повторить опыт 2015 года. Тогдашний губернатор Сергей Ерощенко приложил усилия, чтобы сменить популярного мэра Виктора Кондрашова. В результате он проиграл в этом же году губернаторские выборы. Дмитрий Бердников также приобрел популярность и поддержку населения, как мэр областного центра. Поэтому убирать его в никуда было бы ошибкой», - считает Сергей Шмидт.
Ряд политологов сходится во мнении, что Игорь Кобзев не будет сильно настаивать на кандидатуре Дмитрия Бердникова на посту зампреда, и просто предоставил возможность депутатам ему отказать. Тем более в кулуарах обсуждается возможный переход экс-градоначальника на работу в один из городов на юге страны. Но эта возможность обсуждается уже больше месяца, и пока не получила подтверждения.
Также пока неизвестно, чем займется бывший зампред правительства Теймур Магомедов, в сентябре 2019 года сменивший должность руководителя службы судебных приставов на пост в «Сером доме». В новый состав высшего эшелона власти он не вошел, и, во всяком случае публично, Игорь Кобзев ему ничего не предложил. Аналитики связывают такой излом в карьере с конфликтом с еще одним силовиком, сменившим китель на пиджак – экс-руководителем СК по Иркутской области Андреем Буневым, который стал заместителем губернатора и будет, в том числе, курировать вопросы спорта.
Состав правительства должен отображать приоритеты действующей власти. Если рассматривать эту политологическую аксиому применительно к исполнительной власти Иркутской области, то здесь принятые губернатором Игорем Кобзевым кадровые решения четко указывают вектор движения. Речь идет о трех назначениях. Исполнительный директор «ИМА-консалтинг» (PR-агентство, которое занималось выборами Игоря Кобзева) Светлана Замарацкая заняла кресло заместителя губернатора Иркутской области. Еще одним замгубернатора стал Андрей Козлов, занимавший ранее должность директора департамента по связям с госорганами УК «Полюс». А Георгий Кузьмин, занимавшийся в «Иркутскэнерго» вопросами взаимодействия с органами государственной власти и связям с общественностью, стал зампредом правительства.
По мнению политолога Алексея Петрова, такое распределение кресел говорит о том, что приоритетом нового руководства региона станет именно PR. Кроме того, Игорь Кобзев сделал ошибку, окружив себя выходцами из федеральных финансово-промышленных групп.
«Сейчас это данность большой и региональной политики – ставка на PR, и назначение Светланы Замарацкой надо рассматривать именно в этом ключе. Что же касается выходцев из ФПГ, то это, на мой взгляд, неправильно, поскольку таким решением Игорь Кобзев ставит себя в зависимость от этих ФПГ. Естественно, представители этих структур будут заниматься лоббизмом интересов групп, делегировавших их в правительство региона, и это не всегда будет совпадать с интересами самой области. В конечном итоге это может быть ударом по федерализму в целом», – считает политолог.
Еще одной (пока вакантной) должностью в PR-когорте остается место руководителя пресс-службы губернатора. Ставка оказалась вакантной после того, как с 1 октября ее по собственному желанию покинула Анастасия Мушникова. По данным источника «ФедералПресс» в областном правительстве, единого решения, кто будет руководить пресс-службой пока не выработано, сейчас идут ожесточенные споры. Учитывая, что на освещение своей деятельности в 2020 году региональное правительство потратило 140 миллионов рублей – желающих поставить во главе пресс-службы своего человека найдется достаточно.
Если логика назначений большинства заместителей губернаторов и зампредов правительства экспертам в основном понятна, то назначение бывшего главы Ушаковского муниципального образования Виктора Галицкого на должность заместителя председателя правительства области анализу поддается плохо. Тем более, что в этом ранге бывший сельский чиновник будет курировать вопросы восстановления Нижнеудинска после паводков лета 2019 года.
Ряд аналитиков склонны считать, что такой карьерный взлет – плата за содействие на выборах губернатора. Член ЛДПР Виктор Галицков, имея достаточно высокий уровень поддержки среди сельского населения, отказался от губернаторской гонки в пользу своего заведомо менее известного однапартийца. В итоге ЛДПР не вела внятной предвыборной борьбы, фактически отдав голоса Игорю Кобзеву.
В свете недавних выборов остается необъяснимым еще один факт. Свой пост сохранил заместитель губернатора – глава Усть-Ордынского округа Анатолий Прокопьев. Между тем национальный округ продемонстрировал самый низкий уровень поддержки Игоря Кобзева на губернаторских выборах. Результаты голосования в большинстве районов настойчиво говорили о неизбежности второго тура, а в ряде муниципалитетов лидировал соперник Кобзева Михаил Щапов.
В целом, кадровые изменения в большей степени коснулись заместителей губернатора и зампредов правительства. Министерский корпус практически не изменился. Впрочем, ряд политологов считает, что это далеко не все изменения, и ряд руководителей министерств и ведомств на своих постах не задержатся.
Фото: irkobl.ru, irk.gov.ru