Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Долин
Нижегородская область
2 МАРТА, 2021
Многие инфраструктурные проекты в Поволжье затягиваются или откладываются. К таким выводам пришли эксперты Центра развития региональной политики (ЦРРП) и аналитического агентства «Национальный Эксперт», изучившие планы региональных властей. Пандемия внесла свои коррективы, в итоге регионы ПФО оказались среди отстающих в части развития транспортной и энергетической инфраструктуры. О том, почему заморожен целый ряд амбициозных проектов, – в материале «ФедералПресс».
Авторы доклада (есть в распоряжении редакции) отмечают, что внушительная доля расходов регионов на антиковидные меры в прошлом году всерьез ограничили потенциал регионального развития и «требуют особых стресс-режимов реагирования».
В то же время приближающиеся в сентябре выборы заставляют региональных руководителей инициировать строительство крупных объектов социальной, транспортной, спортивной и иной инфраструктуры. Проблема лишь в том, что возможности регионов Поволжья отнюдь не одинаковы.
Аналитики отмечают: согласно индексу инфраструктурного развития регионов России, разработанному проектом InfraOne Research, наиболее высокий интегральный показатель демонстрируют Татарстан (6,05 баллов), Нижегородская область (5,87) и Башкирия (5,82). Слабее всего инфраструктура развита в Кировской области (5,31 балла), Мордовии (5,35) и Марий Эл (5,31).
При этом по уровню развития транспортной инфраструктуры эксперты поставили на первое место Татарстан (3,23 балла), Башкирию (3,14) и Пензенскую область (3,10). В числе аутсайдеров - Кировская область (2,66), Марий Эл (2,67) и Чувашия (2,77). Вместе с тем, по такому критерию как индекс развития социальной инфраструктуры Чувашия оказалась на первом месте (7,05 балла), на втором месте — Башкирия (6,27 балла), а тройку лидеров замыкает Пензенская область (6,25 балла).
Эксперты подсчитали, что совокупный объем потерь в выручке инфраструктурных компаний по итогам прошлого года составил 1,93 трлн рублей, причем больше половины потерь (1,06 трлн) пришлось на время первой волны пандемии.
Масштабные инфраструктурные стройки в субъектах ПФО продолжаются. Однако многие из них затягиваются на годы – речь, например, об объезде Тольятти, Восточном выезде из Уфы, ледовом дворце в Нижнем Новгороде. И это вызывает раздражение населения.
Инфраструктурные проекты – отчетливый маркер, который характеризует регионы, успешные с социально-экономической точки зрения, пояснил «ФП» политолог Николай Евдокимов. По его словам, позволить себе крупные проекты могут только относительно успешные регионы. Он также признал, что затевать масштабные стройки сегодня невозможно без поддержки федерального центра.
«Я бы не сказал, что у регионов ПФО плохо с инфраструктурными проектами – скорее здесь можно говорить о неравенстве субъектов. Как всегда, на виду Татарстан и Башкортостан, периодически возникают интересные проекты в Нижегородской и Самарской областях, иногда – в Пермском крае. Для остальных регионов – строительство моста через реку часто становится событием, которое обсуждается многие годы», - констатировал эксперт.
По его мнению, речь идет о несоизмеримых возможностях регионов и неком локальном провинциализме, когда осознание нехватки ресурсов приводит к заниженным требованиям к собственному развитию:«Учитывая общую тенденцию – социально-экономическую деградацию одних субъектов при росте значимости нескольких крупных регионов – думаю, мы обречены на то, чтобы наблюдать такую картину в ближайшие годы».
Фото: ФедералПресс / Артем Тутов, инфографика: ФедералПресс