Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Зачем силовики расставляют своих людей в Совете Федерации

Редакция «ФедералПресс» / Оксана Дякина
Москва
25 МАРТА, 2021

Представители силового блока приходят в Совет Федерации. Как рассказал «ФедералПресс» источник, близкий к Кремлю, выходцев из спецслужб и правоохранительных органов в верхней палате парламента станет больше. И это неслучайно, учитывая, что обновленная Конституция расширила права сенаторов. Подробнее об этом – в материале «ФедералПресс».

Новые сенаторы

Сенатором от Курской области по решению губернатора региона Романа Старовойта стал 77-летний «варяг» Григорий Рапота. Он займет место ушедшего из жизни экс-сенатора и экс-губернатора Александра Михайлова.

Ранее Рапота служил государственным секретарем Союзного государства Белоруссии и России, но 19 марта был освобожден от своих обязанностей. Он выходец из силового блока. В середине 1990-х Рапота замещал директора Службы внешней разведки страны и занимался кураторством партнерских связей с иностранными спецслужбами.

И это не единственный пример. Так, в октябре прошлого года новым сенатором от главы Еврейской автономной области стал генерал-лейтенант полиции Юрий Валяев, работавший до этого министром внутренних дел по Республике Алтай, а ранее – начальником Главного управления МВД России по Пермскому краю.

Совфед постепенно, но наполняется новыми выходцами из числа силовиков. И это, уверены эксперты, только начало. Причем для назначения сенатором кандидату, кажется, уже не надо даже быть привязанным к региону. И это совсем не удивляет, например, директора фонда прогрессивной политики Олега Бондаренко. «Большая часть сенаторов и депутатов, а также губернаторов не связана со своими регионами. Чем меньше человек вовлечен во внутренние расклады региона, тем лучше для него. Какое, скажем, имеет отношение Людмила Нарусова к Тыве, от которой она пришла в верхнюю палату парламента?» – рассудил политолог.

По словам источника «ФедералПресс», близкого к Кремлю, сенаторов из числа бывших сотрудников правоохранительных органов впоследствии будет увеличиваться. И связано это с внесенными поправками в Конституцию, которые добавили Совфеду полномочий.

Напомним, сенаторы будут по представлению президента назначать на должность и прекращать полномочия судей Конституционного и Верховного судов, включая руководящий состав, проводить консультации по предложенным президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора, его заместителей и прокуроров субъектов, а также руководителей федеральных органов власти, включая федеральных министров, по вопросам обороны и безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и т.д.

Впрочем, политолог Олег Бондаренко отмечает, что зачастую Совфед комплектуется Кремлем, а губернаторов «просто ставят в курс». «Это желание не усилить силовиков, а расставить своих людей, и оно продиктовано какими-то личными пожеланиями и знакомствами из Кремля, а не руководства правоохранительного блока», – полагает Бондаренко.

С ним отчасти согласен и старший научный сотрудник Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Он хоть и считает, что «силовики стягиваются в точке, где идет контроль над ними», но «ключевые кадровые решения в этом блоке будут принимать президент, Совет безопасности и управление кадровой политики Администрации президента».

Мысль экспертов косвенно подтвердил и источник «ФедералПресс», близкий к Кремлю. По его словам, в том же Курске ходили слухи, что Григорий Рапота мог быть назначен Романом Старовойтом из-за личной заинтересованности губернатора завести дружбу с силовиками. Однако собеседник склоняется к тому, что решение было «продиктовано сверху». «Есть одна деталь в биографии Рапоты: в 1998 году он занимал должность замсекретаря Совета безопасности России. И вот совпадение: в конце того же года пост секретаря Совбеза Борис Ельцин передал Владимиру Путину. Следовательно, чей человек Григорий Рапота? Уж явно не Старовойта», – заметил источник.

Вообще, по мнению политтехнолога Сергея Тараканова, говорить о некоем тренде пока рано. «Мы сегодня имеем единичные прецеденты», – считает Тараканов.

«Все под контролем»

Сегодняшний состав Совета Федерации состоит во многом из бывших губернаторов или экс-замов губернаторов, для которых сенат является местом почетной пенсии. «На экс-глав регионов и так хорошие папки лежат. Это самые удобные люди для силовиков, потому что на них уже есть компромат. Следовательно, их легко контролируют люди в погонах», – сказал политтехнолог Сергей Тараканов.

Политолог Олег Бондаренко согласился с коллегой, что у правоохранительных органов и так Совет Федерации «под колпаком». «Не думаю, что последние назначения могут сильно изменить политический расклад представительства силовиков во власти, потому что он и так запредельно высокий», – заметил эксперт.

Как поясняет политолог Дмитрий Журавлев, интерес силовиков к работе во власти кроется «не только в их социальной роли, а в образе». «У нас многие годы считалось, что силовики самые некоррумпированные. Их удобно выдвигать, потому что люди успокаиваются – во власти будет порядочный и честный человек», – пояснил Журавлев.

При этом он не стал судить, насколько люди в погонах некоррумпированные на самом деле (можно вспомнить и губернаторов-генералов, и аресты в ФСБ). Но «тезис пока работает». «Если Совет Федерации больше будет заниматься вопросами силового блока, то и внутри него должно быть больше тех, кто это понимает. Условному господину Шпигелю, например, заниматься назначением прокуроров, наверное, не стоит. Но если в сенате будут одни силовики, они не смогут эффективно контролировать правоохранительные органы», – уверен Дмитрий Журавлев.

По его словам, желание прийти во власть у силовиков, конечно, есть. Но вопрос – есть ли у них ресурс. «Политика – это механика. У кого масса и энергия больше, тот продвигается дальше», – подытожил эксперт.

Фото: kremlin.ru