Редакция «ФедералПресс» / Оксана Дякина
Москва
28 МАЯ, 2021
Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) подготовило доклад «Старт большой кампании-2021». Здесь описаны основные политические игроки, а также факторы и возможные сценарии голосования в сентябре. Эксперты изучили данные социологии, описали шансы на победу парламентских партий и возможность пройти в Госдуму новым политическим силам, а также дали вероятный прогноз по исходу выборов. Подробности читайте в материале «ФедералПресс».
Эксперты отмечают изменения в настроениях избирателей за последнее время. Так, послание президента Федеральному Собранию в апреле повлияло на рост рейтинга Владимира Путина. Также социологи заметили низкий уровень тревожности в связи с пандемией коронавируса. Обострения ситуации с Донбассом и российско-американские отношения повлияли на рост запроса на сильную власть.
При этом в политической повестке усилилась роль регионов.
«В своем послании Владимир Путин затронул развитие Дальнего Востока и Арктике, а также значимые инициативы для Северо-Западного и Центрального федеральных округов. Рост местного патриотизма и запроса на экономическую поддержку субъектов весной эффективно использует «Единая Россия» в своей избирательной кампании», – рассказал «ФедералПресс» генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.
В свою очередь, по сравнению с началом года упали протестные настроения и активность внесистемной оппозиции. По данным ВЦИОМ, если 31 января о вероятности проведения протестов в своих городах заявляли 35% респондентов, то 16 мая такие позиции разделяли лишь 26% опрошенных.
При этом эксперты не исключают активизации социального протеста в регионах в июне и июле, связанного с проблемами градостроительства и экологии. «Вероятность подобных резонансных акций выше в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и Красноярск», – пояснил Дмитрий Орлов.
В определенном смысле эти «проблемные точки» в регионах сейчас используют разные политические силы. Активизировалась в этих вопросах и «Единая Россия». По словам аналитиков, работа партии власти с подобной тематикой в ходе парламентской кампании 2021 года будет заметно более активной, чем в 2016 году во время выборов в Госдуму.
В конце весны аналитики АПЭК заметили две тенденции. С одной стороны, «Единая Россия» усилила свое доминирующее положение. С другой, парламентская оппозиция демонстрирует больший эффект, нежели непарламентские силы.
Согласно результатам исследования ВЦИОМ, к середине мая рейтинг «ЕР» с 28,7% до 30,4%. по сравнению с 9-14 марта. «Значимым вызовом» для партии власти эксперты назвали рост уровня ее поддержки выше 33%. Но даже при нынешней социологии, по данным АПЭК, «Единая Россия» вполне может победить в подавляющем числе одномандатных округов.
Эксперты заметили интересный тренд этого года: выросла активность традиционно «протестных» регионов участвовать в праймериз «Единой России». Например, 302 тысячи человек зарегистрировались в Свердловской области, а примерно 623 тысячи – в Москве. «Это говорит о мобилизационным потенциале «Единой России» даже в сложных субъектах», – пояснил Дмитрий Орлов.
Политологи отмечают, что «Единая Россия» смогла для работы с протестными территориями сформировать представительный кадровый резерв. Также, если сравнивать ситуацию с праймериз в 2016 году, увеличился интерес беспартийных кандидатов к участию в процедуре. Это 51,2% поданных заявок против 44%. На расширение кадрового потенциала участников праймериз повлияла активная роль добровольческих организаций и отдельных волонтеров.
За второе место КПРФ и ЛДПР по-прежнему конкурируют между собой. Согласно данным того же ВЦИОМ, в течение весны поддержка КПРФ колебалась в районе 12,1-13%, а ЛДПР – 10,2 – 11,2%.
На фоне этого укрепляются «Справедливая Россия» и ее шансы попасть в Госдуму. По данным ВЦИОМ, к середине мая ее рейтинг колеблется в районе 7,7%.
При этом наблюдается рост конкуренции парламентской оппозиции за протестный электорат. Хотя кадровая политика малых партий все еще остается слабой. Для Российской партии свободы и справедливости сыграть может приход в эту партию коммуниста Максима Шевченко и депутата Мосгордумы, исключенного из КПРФ, Елены Шуваловой. А вот для Российской партии пенсионеров за справедливость «не так важно будет попадание конкретных ярких политиков в список».
Эксперты также отметили постепенную активизацию уже привычных политических сил, таких как «Яблоко». В целом в настоящее время, наряду с «Яблоком» и российскими Пенсионерами, наибольшей поддержкой из непарламентских партий могут располагать «Новые люди». «Но пока трудно уверенно прогнозировать, что хотя бы одна из этих политических сил преодолеет трехпроцентный барьер», – считает гендиректор АПЭК Дмитрий Орлов. Впрочем, политолог не исключает, что в ходе избирательной кампании любая из партий может «выстрелить».
К концу месяца выросли шансы получить новый созыв Госдумы с четырехпартийной моделью. «Единая Россия» реально может получить от 305 до 320 мандатов», – предположил политолог Дмитрий Орлов.
Эксперты предполагают, что оппозиция сместит интерес с крупных городов на небольшие населенные пункты в ЦФО и на северо-западе страны, а также обратит внимание на протестные территории Приволжского федерального округа, Урала и Сибири. Впрочем, акцент Владимира Путина на поддержку индустриальных регионов а также малых и средних городов способен в каком-то смысле выбить политическую повестку у оппозиции.
Согласно предварительному прогнозу АПЭК, Госдума после сентябрьских выборов может обновиться, как минимум, на 20–25%. причем оппозиционные фракции, вероятно, будут менять свои ряды медленнее, нежели это сделает «Единая Россия». Фракция партии власти в парламенте, по мнению экспертов, может обновиться наполовину или даже более (но не меньше, чем на сорок процентов). Обновление рядов оппозиции сдерживает, по мнению аналитиков АПЭК, тот факт, что они не проводят процедуру предварительного партийного голосования.
При этом шансы малых партий, включая новых, на большую поддержку электората перед сентябрьскими выборами все еще невелики.
«Также можно наблюдать усиление внутри парламентской оппозиции конфликтов в 2022-2024 годах, то есть в период смены в стране политических поколений. Такие конфликты могут затронуть региональные отделения оппозиционных партий в крупных городах и стать дополнительным стимулом для появления новых партийных проектов, которые захотят забрать себе протестный электорат. Это особенно актуально перед федеральными кампаниями 2024 и 2026 годов», – считает политолог Дмитрий Орлов.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин