Редакция «ФедералПресс» / Сергей Наумов
Свердловская область
17 АВГУСТА, 2021
Участие в выборах – финансово затратное мероприятие. Неудивительно, что на проходных местах в списках кандидатов в депутаты появляются фамилии состоятельных людей: для партии спонсорская помощь – возможность показать хороший результат на выборах, для самих кандидатов – инвестиции в политический статус. Впрочем, в некоторых случаях жертвователи идут на выборы не сами, вкладывая средства в избрание своих лоббистов. «ФедералПресс», изучив списки, присмотрелся к якорным меценатам основных политических игроков региона.
Согласно федеральному законодательству о выборах, финансирование избирательных кампаний ведется через избирательные фонды партий и отдельных кандидатов, которые пополняются за счет как собственных средств, так и добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Сведения о движении средств публикуются на сайте избиркома. На выборах 2016 года свердловская «Единая Россия» собрала в избирательном фонде более 41 млн рублей, коммунисты – 10 млн рублей, эсеры – 7 млн рублей, ЛДПР – 5 млн рублей.
«В США размер избирательного фонда не ограничен. У нас его сразу ограничили под предлогом равенства возможностей кандидатов. До сих пор ведется дискуссия, разумно ли это. На мой взгляд, если ты популярный политик, то соберешь хорошие деньги, если нет – то и фонд будет пустовать. Это уже своего рода элемент политической состязательности», – прокомментировал доктор политических наук Сергей Мошкин.
Он добавил, что норма с самого начала не выполнялась – кандидаты всегда находили возможность ее обходить. «Все избирательные объединения имеют дополнительный карман. В том числе на случай непредвиденных расходов, которые не всегда можно просчитать», – пояснил политолог. Не исключено, что из этого потайного кармана могут оплачиваться самые разные нужды кандидата или избирательного объединения. Можно предположить, что и он наполняется за счет спонсоров.
Однако последние тоже действуют не совсем бескорыстно: они инвестируют в свой политический статус. Директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков отметил, что включение спонсоров в списки кандидатов – обычная практика для всех политических партий. И если партия власти может чувствовать себя относительно независимо, то оппозиция практически всегда вынуждена торговаться, обменивая проходные места в парламенте на финансовую поддержку.
«Если мы имеем дело со спонсором, то это первая тройка. Если человек идет в территориальной группе – это, выражаясь языком маркетинга, не премиальный сегмент. Это второй ярус, проба пера за не очень большие деньги», – прокомментировал эксперт.
Он обратил внимание на то, что избирательная кампания в Законодательное собрание Свердловской области проходит одновременно с выборами в Госдуму, что облегчает работу региональным отделениям политических партий. «Согласитесь, было бы странно, если бы человек на федеральных выборах проголосовал, например, за «Справедливую Россию», а на областных – скажем, за ЛДПР», – сказал Андрей Русаков.
«Представители партий (отделений партий) подают отчеты ежеквартально. На это законом им отведено 30 дней по истечении отчетного периода. Далее следует проверка. Избирательная комиссия публикует первую версию сводных данных не позднее, чем спустя две недели с завершения периода получения данных», – сообщили корреспонденту «ФедералПресс» в пресс-службе Свердловского облизбиркома.
Согласно первому избирательному отчету «Единой России» (опубликован на сайте свердловского избиркома в августе 2021 года), на выборы в заксобрание она получила 25 млн рублей. Партия роста собрала более 3 миллионов, «Новые люди» и «Зеленая альтернатива» – примерно по миллиону, «Яблоко» – менее полумиллиона, а у КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» на счетах пока значатся нули.
В списках свердловских коммунистов значится действующий депутат заксобрания Игорь Аксенов – он занимает вторую позицию в общеобластном списке кандидатов в депутаты заксобрания после главы обкома Александра Ивачева. Как писал «ФедералПресс», Аксенова традиционно связывают с РМК – в 2016 году он работал советником президента РМК Всеволода Левина. Позже Аксенов занимал пост замдиректора в фирме «Инвест Строй Урал», которая при поддержке той же РМК занимается строительством квартала «Екатерининский парк» в центре Екатеринбурга. Источники агентства называют Аксенова якобы близким родственником председателя Кировского райсуда Ольги Гавриловой. Депутат владеет жильем в элитном ТСЖ в екатеринбургском «квартале миллионеров». Наконец, парламентарий является протеже депутата госдумы Юрия Афонина – второго человека в КПРФ после Геннадия Зюганова.
На третьем месте в списке – бывший замкомандующего войсками Росгвардии по УрФО Тарас Исаков. Несмотря на относительно невысокую известность среди свердловчан, он выглядит как типичный «паровоз» – боевой генерал, получивший ранения в Чечне, кавалер пяти государственных наград. За плечами Исакова загадочная история с неожиданным увольнением из Росгвардии – можно предположить, что коммунисты попытаются разыграть карту социальной несправедливости в отношении героя, который внезапно стал не нужен государственной власти.
Тем не менее источники агентства сообщают, что офицер якобы принес в предвыборную копилку КПРФ немалые ресурсы. По данным собеседников, не исключено, что за ним стоит капитал ювелирного магната, соучредителя «Драгоценностей Урала» Алексея Бачерикова, сын которого Григорий, бывший ярославский чиновник и действующий топ-менеджер группы «Синара», выдвинулся по списку Асбестовской территориальной группы.
Также в списках значится Станислав Блохин – внук основателя строительной компании «Маяк» Владимира Конькова. Блохин выдвинут партией в составе Чкаловской территориальной группы. И, наконец, бизнесмен Алексей Парфенов, претендующий на мандат депутата Госдумы в Березовском избирательном округе №170.
Лидер свердловских коммунистов Александр Ивачев отказался назвать фамилии людей, оказывающих поддержку областному отделению. «Не буду комментировать. Все наши спонсоры будут видны по отчету», – заявил корреспонденту «ФедералПресс» Александр Ивачев.
Секретарь обкома КПРФ по агитации Роман Ступников добавил, что ежегодно партийные отделения проходят аудит. Обком, по его словам, финансируется за счет взносов и пожертвований. «Основа, наверное, все же партмаксимум», – сказал он.
В свердловской ЛДПР значится замдиректора частной клиники «Гармония» Леонид Хаютин, занявший третье место в областном списке после лидера партии Владимира Жириновского и главы реготделения Александра Каптюга. Инсайдеры также предполагают, что немалую роль в ЛДПР играет и владелец «Мотива» Виталий Кочетков – якобы через аффилированного с ним депутата гордумы Екатеринбурга, советника гендиректора «Водоканала» Григория Вихарева. Последний выдвигается в составе Верхнепышминской территориальной группы, а его супруга Яна – в составе Ирбитской.
Впрочем, лидер свердловских «жириновцев» Александр Каптюг отрицает участие частного капитала в финансировании избирательной кампании. «Никаких спонсоров, кроме самой партии, у нас нет и не будет. В ЛДПР всегда делают ставку на своих активистов, давая им возможность продвигаться вперед. Именно поэтому мы народная партия, так как наша опора – простые люди, активисты. Любые слухи о каких то спонсорах со стороны – это провокации наших политических оппонентов», – прокомментировал Александр Каптюг. Он подчеркнул, что в списке нет ни одного беспартийного, средний партийный стаж каждого кандидата – около 3 лет.
В региональной «Справедливой России» особенно отличим бизнесмен Армен Карапетян, зарабатывающий на подрядах в сфере дорожного строительства. Предприниматель занял второе место в общеобластной тройке после главы реготделения Андрея Кузнецова, который претендует также на мандат депутата Госдумы. По мнению директора Центра европейско-азиатских исследований Андрея Русакова, кресло в свердловском заксобрании Карапетяну обеспечено. Ранее он уже был депутатом заксобрания, но лишился статуса из-за ошибок в декларации о доходах. Вновь получить мандат – дело чести для предпринимателя, считает Андрей Русаков. Ранее СМИ писали о связях Карапетяна с ДСК «Строймеханизация», которую отстранили от дорожных ремонтов в Екатеринбурге. Свердловское УФАС подозревало компанию в картельном сговоре с аффилированными фирмами.
На проходном месте в тройке оказалась также бывший замминистра здравоохранения Свердловской области Екатерина Есина – ранее женщина не участвовала в публичной политике.
Лидер свердловских справороссов Андрей Кузнецов не стал комментировать информацию о спонсорах. «У нас их несколько, плюс у партии есть собственные средства. Данные об избирательных фондах всегда открыты, любой желающий с ними сможет ознакомиться, это общая практика для всех партий по закону», – сказал Андрей Кузнецов.
Как сообщают источники, избирательную кампанию свердловских единороссов могут поддерживать все основные ФПГ региона. Якобы в избирательные фонды поступили средства от главы УГМК Андрея Козицына, РМК – Игоря Алтушкина и владельца «Сима-ленда» Андрея Симановского, которые позиционируют себя как сторонники ЕР. По слухам, несколько менее охотно дал средства на кампанию владелец группы «Синара» Дмитрий Пумпянский. Но только по слухам. Как бы то ни было, проблем с финансированием у партии власти в регионе не имеется. Кроме того, единороссы делают ставку на ресурсных кандидатов, которые сами в состоянии оплатить свою избирательную кампанию.
«Партия обнародует информацию о движении средств в избирательном фонде», – заверили «ФедералПресс» в пресс-службе регионального отделения. И добавили: «В избирком отчитываемся о движениях на избирательном счете, общая статистика за квартал тоже направляется в избирком. Он потом публикует».
(Данная информация является по большей части предположением, без официального подтверждения)
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин; ФедералПресс / Полина Зиновьева; ФедералПресс / Елена Сычёва