Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Трудности перевода: стоит ли сейчас переходить на газомоторное топливо

Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Коптев
Москва
17 ЯНВАРЯ, 2024

После того, как цена газа на заправках перевалила за 30 рублей за литр, многие из тех, кто уже перевел свой автомобиль на газомоторное топливо или только собирался это сделать, задумались – а стоит ли овчинка выделки. «ФедералПресс» решил задать этот вопрос экспертам газомоторной отрасли.

Если коротко, суть ответов можно свести к трем тезисам.
• Переводить стоит. Но только при пробегах машины более 30 тыс. км в год;
• Газомоторное топливо (ГМТ) бывает двух видов – сжиженный или компримированный природный газ (СПГ/КПГ, метан) и сжиженные углеводородные газы (СУГ, пропан-бутан). Учитывая бОльшую стоимость переоборудования на метан, можно говорить об актуальности годового пробега в 40-45 тыс. км в год.
• Подорожание СУГ, случившееся летом 2021 года, увеличило срок окупаемости оборудования, в среднем составлявший два года. Но это временно, пока разница в цене между бензином и газом не вернется к своему нормальному значению (40 – 50 %, сейчас – около 30 %.

Цена вопроса

Стоимость переоборудования транспортного средства под ГМТ сильно зависит не только от вида топлива, но и от размера машины, рассказал «ФедералПресс» исполнительный директор Союза предприятий газомоторной отрасли Артем Данилов. Переделать обычную легковушку с четырехцилиндровым двигателем обойдется владельцу в 36 650 – 176 650 рублей (цена здесь и дальше указана с учетом затрат на само оборудование, его установку, регистрацию в ГИБДД и оплату госпошлины).

В такую же сумму выльется переоборудование под газ легкого грузовика-полуторки.

Еще от 3,3 тыс. до 5 тыс. рублей придется потратить на техобслуживание – автомобили с газобаллонным оборудованием должны проходить его чаще, чем бензиновые.

Цена установки газобаллонного оборудования на пассажирский автобус стартует уже от 52 650 рублей. Верхний предел – те же 176 650 рублей.

Дороже всего обойдется переоборудования грузового автотранспорта. Например, переделка под ГМТ дизельного тягача будет стоить владельцу от 358 650 до 578 650 рублей. А за техобслуживание придется выложить уже почти 10 тыс. рублей в год.

Примечательно, что переделать условный КамАЗ под СУГ невозможно – придется ограничить выбор сжатым или сжиженным метаном. А минимальный пробег, который сделает этот выбор оправданным, составляет уже 100 тыс. км в год, что, впрочем, для магистрального тягача довольно скромный показатель. Также сейчас имеет смысл для таких переделок переоборудование камаз с евро 5 на евро 2.

Государственный интерес

Для выбора метана в качестве будущего топлива для своей машины есть две веские причины – и не только у владельцев тягачей. Первая – относительная дешевизна самого топлива. «Сегодня средняя цена на метан в России составляет около 20 рублей за кубометр, при этом кубометр метана эквивалентен по расходу литру бензина», – объясняет генеральный директор ООО «Газпром Газомоторное топливо» Тимур Соин. Вторая – государственные субсидии на установку газобаллонного оборудования на сжатом природном газе. На это и на субсидирование производства газомоторной техники в заводском исполнении до 2024 года государство выделяет свыше 15 млрд рублей, говорит Соин.

Сейчас участниками программы являются 28 регионов, в ближайшее время список может быть расширен – соответствующее предложение Минэнерго зарегистрировано на сайте regulation.gov.ru. Как пояснили в ведомстве, пока окончательного решения о том, какие субъекты Федерации могут войти в обновленный перечень, нет.

По словам Тимура Соина, к концу 2024 года государство поставило цель довести объем годового потребления метанового топлива до 2,72 млрд. кубометров, а количество газовых заправок – до 1273. «Газпром ГМТ» до конца 2022 года планирует построить более 130 новых АГЗС, вложив в это порядка 20 млрд рублей.

Так называемая «чистая энергия» в обозримом будущем вряд ли сможет составить конкуренцию традиционным двигателям внутреннего сгорания.

«Есть ниши транспорта, где электричеству делать нечего еще долго. Например, это магистральные перевозки: один грузовик с криобаком сжиженного метана может ехать сам и вести груз почти 1,5 тыс. км на одной заправке. Дешево, экологично, безопасно. Плюс для России с нашими холодами и температурными скачками «через ноль» наиболее выгодное решение для электромобилей – не аккумуляторы, а топливные элементы, которые преобразуют водород или метан в электричество с хорошим КПД. При этом водород опасен и склонен к самовоспламенению, системы его безопасного хранения очень дороги и даже лучшие не дают 100 % гарантии», – говорит Артем Данилов из СПГО.