Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Есть и страшнее дома»: репортаж из кварталов Екатеринбурга, попавших под КРТ

Редакция «ФедералПресс» / Максим Филиппович
Свердловская область
1 ДЕКАБРЯ, 2021

В Екатеринбурге выбрали первые несколько домов, которые попали под программу комплексного развития территории (КРТ). Они расположены в Орджоникидзевском районе уральской столицы. Теперь жителям этих домов надо провести собрания собственников, чтобы решить дальнейшую судьбу жилых помещений. О том, как к планируемому сносу отнеслись жильцы и в каких условиях они сейчас живут – в репортаже «ФедералПресс»

Уралмаш

Первое, что видишь, когда оказываешься в небольшом квартале между улицами Донбасской, Черниговским и Суворовским переулками – небольшие двухэтажные домики бледно-бежевого цвета. Местами с фасада отпадает краска. По соседству с ними стоит заброшенный сгоревший дом. Внутри, как и в любых подобных бараках, – мусор, доски, осыпавшаяся штукатурка. Вокруг валяются старые автомобильные шины, бутылки, стекло, деревья. Пахнет затхлостью. В этом же квартале и располагаются те самые аварийные дома, которые первыми оказались в утвержденной городскими властями программе КРТ.

Это две двухэтажки оранжевого цвета. Строили их более полувека назад пленные немцы. Краска с фасада отпадает, большинство оконных рам старые, деревянные. Но в некоторых из квартир поставлены евроокна. Люди ждут, когда их расселят.

«К КРТ я отношусь положительно. Надеемся, что благодаря ей получим лучшие условия для жизни. В стенах нашего дома трещины, кругом плесень, есть и клопы. Когда идет дождь в подъезде, вода бежит прямо с потолка», – делится жительница дома в переулке Черниговском Наталья Чечушкова.

Подъезд аварийного здания по улице Донбасской, 21 не закрыт на замок. Это дом коридорного типа. Заходим внутрь. Картина ничуть не лучше, чем снаружи: со стен откалывается краска и штукатурка, обнажив кирпичную кладку. Некоторые двери в квартиры выглядят солидно, другие как будто сделаны на скорую руку. Всюду свисают провода – будто паутина, но под напряжением. Их тут очень много. Деревянная лестница на второй этаж выглядит неустойчиво. Стены исписаны хлесткими выражениями.

На улице нас встречает Светлана – одна из собственниц помещения в аварийке. Она давно переехала в другой район. Сама не очень довольна тем, что дом попал под снос. У нее на этот счет имеется мнение.

«Почему его сносят – не знаю. Здесь не проводилось ни одного ремонта. Но люди живут. Кто хочет, те живут в нормальных условиях. Я не понимаю, почему сносят. Дом признан аварийным, но большинство людей не хотят признавать его таким. Предлагают съехать в резервное жилье. А это неизвестно на какое время и какие условия», – сетует женщина.

Половина квартир занята арендаторами. Никто не подавал никакие жалобы, никуда. И как попал дом в КРТ – для нее вопрос.

«Считаю, что просто кому-то нужна земля, и решили все это сделать. В Екатеринбурге есть страшнее дома. Тут просто хорошая территория», – уверена она.

Сейчас она с мужем собирает документы для обращения в прокуратуру. В администрации района ей заявили, что если до весны 2022 года жильцы не отдадут здание под снос, то это должны будут сделать уже сами собственники за свой счет.

Тем временем нас приглашают в гости – посмотреть, как живут люди в доме, который признали аварийным.

Внутри аварийки

Поднимаемся на второй этаж к 74-летней Галине. Здесь она живет 36 лет. У нее небольшая квартирка с хорошим ремонтом, который сама и сделала.

По ее словам, за все время в доме не проводили ни одного ремонта. Но крыша не течет, а в квартирах тепло. Соседи у бабы Гали спокойные. Относятся к ней с уважением. Бабушка не противится тому, что дом пойдет под снос.

«Была комиссия из БТИ. Ни к кому не заходили. Вокруг обошли и все, поставили галочку – аварийный. На снос мы согласны, но не как аварийный, а по реновации. Никакого разговора еще не было. Единственное, что нас перед фактом поставили – выслали уведомление через заказные письма. С жильцов собирали подписи, но ничего понятного не объяснили», – рассказывает она.

Всего же в этом квартале под снос попало 10 домов, два из которых аварийные.

Эльмаш

На Эльмаше картина выглядит более удручающей. В районе улиц Баумана, Шефской и Энтузиастов прохожих встречает ряд сгоревших домов темно-зеленого цвета. На одном из них на рамах от окон еле держатся осколки стекла, которые в любой момент могут упасть кому-нибудь на голову и поранить. Под ногами валяется шифер.

Рядом с истлевшими домами располагается детский сад. Родители с детьми стараются обходить сгоревшие бараки. Напротив дошкольного учреждения по улице Шефской стоят три двухэтажных дома зеленого цвета. Они попали под программу КРТ.

Правда, с виду они не кажутся нуждающимися в сносе. На одном из них даже установлены камеры видеонаблюдения – в прошлом году неизвестные пытались устроить поджог.

Двор с детской площадкой не пользуется популярностью. И почти весь занят автомобилями. Да и сам квартал выглядит немного заброшенным.

«Дом старый, мы обращались в жилконтору, чтобы отремонтировали фасад, но так ничего и не сделали. Сами ремонтируем. У нас года два нет дворников. Сейчас убрали мусорные контейнеры. Нас невыгодно содержать. Конечно, нам хочется улучшить свои жилищные условия», – признается Гульсина Зайрулина, живущая в доме на улице Шефской.

Всего же власти города решили отдать здесь под снос 13 домов, из них 4 признаны аварийными.

Напомним, администрация Екатеринбурга определила первые дома, которые попали под программу комплексного развития территории. Сейчас собственникам предстоит провести собрание. Если две трети проголосуют за проект, то город проведет торги на право заключения инвестиционного договора. Если жильцы проголосуют против реновации, то дом будет исключен из программы.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева