Редакция «ФедералПресс» / Виктор Бодров
Свердловская область
7 ИЮНЯ, 2024
Екатеринбург в последние годы переживает строительный бум: здесь возводят жилые и офисные здания как местные девелоперы, так и пришлые. Однако, качество выполняемых работ оставляет желать лучшего. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Девелоперы Екатеринбурга, как и всей страны, столкнулись с подорожанием материалов. Гильдия строителей Урала даже пожаловалась губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву. Тот в свою очередь попросил местное управление Федеральной антимонопольной службы проверить динамику цен.
Ранее генеральный директор компании «Атлас Девелопмент» (одного из крупнейших застройщиков Екатеринбурга) Владимир Городенкер заявил о росте стоимости строительных материалов в марте по отношению к февралю: цемента на 15 %, бетона – на 20 %, металла – тоже на 20 %. Одновременно он посетовал на возникшие проблемы с заказанными за границей оборудованием.
«Все, что было у нас импортного производства — кондиционеры, лифты, отделочные материалы — это все стало нам недоступно. Такие материалы у нас были практически в каждом проекте», – отметил он в комментарии для «Коммерсант Урал»
Владимиру Городенкеру, похоже, реально приходится туго. Судя по данным системы «СПАРК-Интерфакс», в 2021 году «Атлас Девелопмент» получил убыток в размере 1,1 млн рублей (в 2020 году он был еще больше – 32,7 млн рублей). Одновременно ему приходится ликвидировать «Атлас Девелопмент», только не упомянутый екатеринбургский, а московский. Он тоже понес убыток в 2021 году.
Но убытки — это не главная проблема, которую приходится сейчас решать этому застройщику. С 2021 года руководство застройщика судится с Министерством обороны России по поводу установленной ведомством трехкилометровой запретной зоны вокруг воинской части в районе аэропорта Кольцово. В нее попали три земельных участка «Атлас Девелопмент» суммарной площадью 63,5 тыс. квадратных метров, включая принадлежащий компании логистический парк «Кольцово».
В споре по одному из земельных участков суд встал на сторону компании, по остальным поддержал военное ведомство. 19 апреля должны были состояться очередные судебные заседания, их исход пока неясен, «Атлас Девелопмент»мог их и проиграть.
Впрочем, и с другим проектом – жилого комплекса «Парк столиц» – трудностей хватает. Не сколько у застройщика, сколько у его клиентов. Они жалуются в интернетена срывы сроков сдачи домов, недоделки в местах общего пользования, отсутствие горячей воды и не работающую вентиляцию, нехватку парковочных мест для машин.
Людям не нравится завышенная стоимость квартир, позиционируемых как жилье бизнес-класса, и отсутствие общественного транспорта, чтобы добраться в центр Екатеринбурга.
Транспортная составляющая – одно из слабых звеньев в проектах екатеринбургских застройщиков. Они озабочены исключительно приобретением земельных участков, поиском потенциальных покупателей, а на состояние и пропускную способность улиц мало кто обращает внимание.
Например, московская группа «Самолет», намеревающаяся реализовать большой проект в северо-восточной части территории «Уралмашзавода», похоже, абсолютно не учла перегруженность примыкающего к ней проспекта Космонавтов.О концепции проекта «Самолет» упорно молчит, и создается впечатление, словно он решил зайти на новый для себя рынок по принципу «сначала ввяжемся, а там будет видно».
Но так в Екатеринбурге не получится, поскольку строительные работы на участке, купленном «Самолетом», неизбежно приведут к увеличению числа грузовиков на улицах вокруг «Уралмашзавода» и рискуют сделать пробки на проспекте Космонавтов более протяженными и долгими, чем сейчас. Жителям местных домов можно лишь посочувствовать.
Сочувствие вызывают и дольщики комплекса «Большое Путилково», возводимого «Самолетом» в подмосковном Красногорске. В 2021 года он сорвал сроки заселения людей в квартиры, хотя здания были уже построены, и оставалось выполнить лишь отделочные работы и подключить коммуникации. Последнее не было сделано, и уставшие ждать дольщики были вынуждены обратиться в прокуратуру, Госстройнадзор и прессу. После их вмешательства генеральный директор «Самолета» Антон Елистратов сделал публичное заявление относительно сдвига сроков сдачи квартир, назвав в качествепричины пандемию коронавируса. Мол, она внесла коррективы.
Точно также может получиться в Екатеринбурге, когда «Самолет» наконец-то определится, что же именно он будет строить: судя по истории с «Большим Путилково», организация работ у него может хромать и в столице Урала.
Иногородние компании вообще не всегда четко понимают, чего от них ждут придирчивые екатеринбургские покупатели. Так, претензии по качеству есть к питерской ЛСР. В 2012 году жительница Екатеринбурга, купив у нее новехонькую квартиру на улице Татищева, обнаружила массу недостатков: вздутый ламинат, перекошенные двери, треснутые наличники, исцарапанные стеклопакеты, неровные стяжки и плинтуса. Естественно, она предъявила претензии группе ЛСР, которые та проигнорировала. Пришлось «счастливой» обладательнице жилья выбивать компенсацию через суд.
Точно также семейная пара, приобретя в 2016 году квартиру на улице Евгения Савкова, нашла массовые дефекты на потолке, стенах, окнах и дверях. Группа ЛСР с места не сдвинулась, чтобы их исправить, и покупателям пришлось с ней судиться. Это не единственные случаи, интернет пестрит жалобами на группу ЛСР.
Недовольны качеством застройки и жильцы квартир с антресолями, что расположены на Широкой речке (их особенность – наличие второго этажа (антресоли), за счет этого высота потолков превышает 5 метров). Жители регулярно жалуются на протечки крыши. Некоторые строительные эксперты говорят даже, что речь идет о конструктивных недостатках строительства, которые устранимы с очень большим трудом.
«Как единственный в Екатеринбурге шестикратный обладатель золотого знака «Надежный застройщик России», мы ответственно относимся ко всем своим обязательствам перед клиентами, в том числе в рамках гарантийного обслуживания. В случае нахождения строительных недостатков собственники вправе обратиться в наш гарантийный отдел. При этом важно отметить, что застройщик несет ответственность только за дефекты строительного (но не эксплуатационного и т.д.) характера», – прокомментировали в пресс-службе ЛСР.
Скрытностью отличается и питерский девелопер «Эталон». Он в феврале купил незастроенную часть микрорайона «Солнечный», площадью 1,5 млн квадратных метров. Продажи квартир в не построенных домах должны стартовать уже в этом году и завершиться в 2034 году.
Судя по отзывам владельцев квартир, уже построенных «Эталоном», тем, кто будет их покупать в «Солнечном», следует заранее копить деньги на ремонт – «Эталон» как-то не любит исправлять собственные огрехи. Сроки сдачи жилья он также срывает.
Екатеринбургская фирма «Брусника» в срыве ввода жилья в эксплуатацию замечена не была, хотя скандалов ей и без того хватает. В марте 2021 года жители микрорайона «Эльмаш» столкнулись с летящими с площадки возводившегося комплекса «Северный квартал» кусками пенопласта, в феврале 2022 года «Брусника» оставила на сутки без воды многоквартирный дом в микрорайоне «Широкая речка», «забыв» предупредить об ее отключении его жильцов. На их претензии в «Бруснике» «перевели стрелки» на «Водоканал», тот же сообщил, что никаких отключений не проводил.
На запросы автора статьи в компании «Атлас Девелопмент», «Брусника», «Самолет» комментариев получено не было.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева