Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Крым

Дальние перевозки на тот свет: почему растет количество аварий с фурами

Редакция «ФедералПресс» / Татьяна Буторина
Санкт-Петербург
8 АВГУСТА, 2022

Все чаще попадают в сводки ДТП с большегрузами. В конце июня фура протаранила пять автомобилей на трассе «Скандинавия» в Ленобласти. Погибли три человека. На днях из-за аварии с грузовиком на трассе «Таврида» также погиб один человек, а пострадал 21. За последние 2,5 года только в Петербурге и Ленобласти ДТП с фурами унесли жизни 137 человек, ранены были 1495. Одни винят в происходящем водителей, которые усталые садятся за руль, другие – руководство логистических компаний, третьи – недостаточный контроль со стороны проверяющих органов. Что происходит на дорогах с большегрузами – разбирался «ФедералПресс».

Роковые ДТП

В последнее время участились трагические случаи ДТП с большегрузами. Об этом говорят и данные статистики ГИБДД за два с половиной года. Так, в 2020 году только в Петербурге и Ленобласти в 481 ДТП с участием грузового транспорта погибли 49 человек, а ранены 609, в 2021 уже в 512 ДТП с фурами погибли 54 человека, а пострадали – 611, только за полгода 2022 уже погибли 34 участника дорожного движения, ранены – 275.

Как правило, многие из этих аварий попадают в новостные ленты. Совсем недавно, 4 августа, на «президентской» дороге Севастополя фура протаранила девять машин и загорелась. Предварительно, у грузового авто отказали тормоза. В результате ДТП погиб один человек и 21 пострадал. 22 июля на Коммунальном мосту КАМАЗ неожиданно выехал на встречную полосу и устроил массовое ДТП. Пострадали восемь автомобилей.

В конце июня страшная авария произошла на трассе «Скандинавия» в Выборгском районе Ленинградской области. Водитель фуры, брендированной логотипом группы компаний «АТЛ», наехал на пять автомобилей, стоявших в пробке. Погибли три человека, пять пострадали. Возбуждено уголовное дело, следствие устанавливает все обстоятельства случившегося.

В пресс-службе МВД по Петербургу и Ленобласти отметили, что основная обязанность по содержанию в технически исправном состоянии транспорта, а также организация работы водителей лежит на юрлицах, индивидуальных предпринимателях и самих шоферах.

Руководитель компании «АТЛ» Михаил Мартынов в разговоре с «ФедералПресс» отметил, что все нормативы и требования по безопасности дорожного движения были выполнены: водитель, совершивший наезд, проходил и предрейсовый осмотр, а транспортное средство было в исправном состоянии. Кроме того, сама машина выпущена в конце 2021 года, а водительский стаж у шофера 18 лет, в компании «АТЛ» он отработал более двух лет и характеризовался только положительно.

«Мы очень сильно сожалеем о случившемся, соболезнуем родственникам погибших. Компания «АТЛ» предпринимает все меры, направленные на возмещение материального и морального вреда потерпевшим. У нас в компании есть прописанные правила по безопасности дорожного движения, которых придерживаются все водители. Переработок у нас нет абсолютно. Подобных случаев за все годы работы в компании никогда не было и, надеюсь, что больше никогда не повторится», – заверил руководитель компании.

Почему большегрузы попадают в ДТП

Руководитель небольшой логистической организации Сергей Руцких отметил «ФедералПресс», что каждый случай следует разбирать отдельно. Однако, по его словам, авария может произойти из-за усталости водителя, перегруза, неисправности авто, а также плохого дорожного покрытия.

«Например, по трассе «Таврида» в Крыму в ДТП попал зерновоз. Традиционно в России они ходят с большим перегрузом. Контроль за этим активно ведется. Только один штраф может составлять сотни тысяч, а за перевозку их бывает и несколько», – сказал Руцких.

Кроме того, представитель отрасли отметил, что иногда в компаниях заставляют идти «на подвиги», превозмогая усталость, а порой и сам водитель может решить заработать, не считаясь со своим физическим состоянием. Между тем Руцких сообщил, что в каждой машине есть тахографы, которые предназначены для фиксации режима труда и отдыха водителя, однако с рекомендациями устройства, как правило, никто не считается.

«Тахограф за руку не возьмет и из-за руля не высадит. А если строго отслеживать показания устройства, то его начнут обманывать. Что и происходит на международных перевозках при переходе границы, когда данные тахографа проверяются. На внутрироссийских перевозках фактически его не проверяют, поэтому никто никого не обманывает. Главное – тахограф стоит и работает», – рассказал Руцких.

Причиной ДТП может стать и неудовлетворительный ремонт транспортного средства, так как сейчас поднялись цены на запчасти, а многих из них и вовсе нет.

Как сделать грузоперевозки безопаснее

Депутат Законодательного собрания Ленинградской области Евгений Смирнов, который ранее пять лет возглавлял самый крупный в регионе таможенно-логистический терминал, уверен, что сфера грузоперевозок нуждается в законодательных преобразованиях, но действовать необходимо по принципу кнута и пряника.

Так, по его словам, важно кратно ужесточить ответственность за нарушения в сфере грузоперевозок как для самих водителей, так и для компаний. В том числе следует убрать лазейку, когда можно сложить всю ответственность либо на юрлицо, либо физлицо – должны отвечать обе стороны.

Вместе с тем он отметил, что следует улучшить условия для ведения бизнеса в этой сфере. «У нас как авария, так выясняется, что был перевес. Мы понимаем, что эта системная проблема. По моему мнению, нужно рассмотреть изменения предельно-допустимой массы транспортного средства и длину автопоезда, который должен двигаться на определенной категории дорог. Это позволит удешевить логистику, и ситуация выйдет в белый сектор», – рассказал он.

Депутат обратил внимание, что водители часто не соблюдают режим труда и отдыха. Однако если они будут делать все по правилам, то начнет расти цена за перевозку, в том числе сюда войдет простой транспорта, считает парламентарий. «Когда водитель нацелен только на количество рейсов, то он непрерывно мотается в надежде, что не попадется сотрудникам ГИБДД. Здесь вина за аварии есть и на водителях, и на юрлицах», – подчеркнул Смирнов.

По его словам, бизнес должен получать адекватную прибыль, чтобы содержать автопарк и выплачивать шоферам достойную зарплату. Сейчас они идут на разные ухищрения.

Народный избранник отметил, что свои предложения он озвучит на заседании фракции «Единой России» после каникул.

Фото: Виктор Лисицын / Global Look Press / globallookpress.com