Редакция «ФедералПресс» / Елена Аталыкова
Тюменская область
10 АВГУСТА, 2022
В Тюменской области все активнее внедряются телемедицинские технологии. Если еще три года назад онлайн-приемы в поликлиниках казались достаточно далекой перспективой, то сейчас увидеть доктора на экране своего телефона может любой тюменец. Пандемия кратно ускорила процессы, говорят специалисты. Как попасть на удаленный прием к доктору, а также какие нюансы нужно иметь в виду – узнал «ФедералПресс».
Цифровизацию медицины тюменские власти относят к числу приоритетов, проекты реализуются по нацпроектам «Цифровая экономика», «Здравоохранение». И действительно: за несколько лет эта отрасль в нашей области существенно преобразилась. Электронные медицинские карты пациентов, получение докторами в цифровом виде анализов и исследований, запись к врачам через специальное мобильное приложение – к этому мы давно привыкли.
В 2019 году тюменские специалисты шагнули дальше – на базе консультативных поликлиник ОКБ № 1 был создан региональный телемедицинский центр. В селах стали появляться так называемые «цифровые» ФАПы – отделения, где работает, как правило, один медработник, но, благодаря телемедицинским технологиям, спектр услуг для населения стал шире.
Еще больше форсировала внедрение телемедицинских, цифровых технологий в повседневную жизнь пандемия коронавируса, когда во всех медорганизациях было минимизировано количество плановых приемов:
«С приходом в регион эпидемии COVID-19 появилась необходимость экстренно разрабатывать и внедрять инновационные ИТ-решения, чтобы эффективно управлять потоком пациентов и вывести на новый уровень процессы контроля за их здоровьем. Сегодня в каждой медицинской организации области есть все необходимые инструменты удаленной работы с пациентом», – комментирует директор департамента информатизации Тюменской области Станислав Логинов.
Что касается телемедины, то в тюменских медорганизациях внедрены два направления. Первый – «врач – врач»: когда два (или больше) специалиста общаются по поводу состояния пациента и принимают решение о дальнейшей тактике лечения. Второе – «врач – пациент»: когда врач назначает услугу пациенту в поликлинике. Такие консультации оказываются как в поликлиниках Тюмени, так и в областных больницах, уточняют в департаменте здравоохранения.
«В 2022 году было проведено таких консультаций на 54 % больше, чем за аналогичный период 2021 года. В цифрах выглядит так: более 4 000 консультаций «врач – врач», около 500 – «врач – пациент». Это показывает спрос таких консультаций среди населения и врачей», – приводит статданные пресс-секретарь депздрава Екатерина Климович.
Такой способ связи с доктором чаще всего используют в терапии, акушерстве и гинекологии, эндокринологии, неврологии и гастроэнтерологии.
Действительно, телемедицинские консультации становятся все распространеннее. Передовиком по количеству проведенных телеконсультаций за прошедшие два года стал родильный дом № 3 Тюмени. По словам заведующей женской консультацией роддома Елены Мерабишвили, почти две трети таких приемов проходят с пациентками гинекологического профиля, и только одна треть – с беременными женщинами. Если беременность протекает без осложнений, тюменке достаточно вести дневник здоровья и созваниваться с доктором. Он пригласит на очный прием при необходимости.
Консультации «врач – пациент» активно проводят в городских поликлиниках № 3, 5, 17, областной больнице № 24 и ряде других медучреждений.
Недавно столкнулась с предложением провести телеконсультацию и наша читательница Елена. Участковый педиатр поликлиники № 6 пригласила ее с сыном на онлайн-прием:
«Мы дожидались результатов последних анализов на больничном. Доктор на приеме предложила не тратить время на поход в больницу, а связаться через приложение «Телемед-72». Мне объяснили, как проходит такой прием. Уже из дома отправила заявку на консультацию, буквально в течение часа перезвонили из регистратуры и сказали, что возникла проблема: в приложении указан не тот номер полиса ребенка. Исправить нужно на сайте госуслуг. Потом заново скачать приложение «Телемед-72», где будут уже обновленные данные и снова подать заявку», – рассказала нам тюменка о своем опыте.
В департаменте здравоохранения подтвердили: сложности с телемедицинскими консультациями случаются. Чаще всего они связаны с тем, что не все компьютеры в медкабинетах оснащены камерами, не все сотрудники владеют навыками удаленных приемов, иногда справиться не могут сами пациенты.
Отметим, что самостоятельно пациент первично на телемедицинские консультации записаться не сможет. Возможность проведения такой услуги имеется только после очного приема и проведения исследований.
Важное условие – это наличие приложения «Телемед-72». Кстати, именно из-за необходимости внедрения функционала онлайн-консультирования в 2021 году популярное приложение «Медицина 72» заменили на «Телемед-72». На основе опыта нашей подписчицы советуем проверить верность заполнения данных медицинского полиса (он должен быть 16-значным). Если сомневаетесь – лучше позвонить в регистратуру своей поликлиники, там должен быть специальный человек, который сможет помочь.
Если вдруг во время телеконсультации происходит сбой видеорежима, то общение переходит в режим чата, то есть обмена текстовыми сообщениями.
Чаще всего такие консультации проводятся в случаях, когда доктор дает рекомендации по лечению с учетом результатов проведенных исследований; когда просто нужен контроль показателей здоровья беременной (дневник здоровья, вес, артериальное давление); после проведенных оперативных вмешательств и для маломобильных граждан.
Фото: freepik.com; ФедералПресс / Полина Зиновьева
Инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова