Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Сколько кандидаты потратили на избирательные кампании в Калининградской области

Редакция «ФедералПресс» / Анна Крючкова
Калининградская область
17 АВГУСТА, 2022

В Единый день голосования 11 сентября жителям Калининградской области предстоит решить, кто будет их губернатором до 2027 года. На должность претендуют шесть кандидатов, в том числе действующий глава региона Антон Алиханов. Сейчас у претендентов на этот пост есть около месяца, чтобы заявить о себе, потратив средства избирательных фондов на допагитацию в СМИ. «ФедералПресс» подсчитал расходы кандидатов и выяснил, может ли кто-то составить конкуренцию одному из самых молодых губернаторов в истории РФ.

Снова в губернаторы: 4-е место

Владимир Вуколов («Российская партия пенсионеров за справедливость»)

Бывший вице-спикер калининградской думы участвует в губернаторских выборах второй раз. Первая попытка была предпринята в 2015-м, но тогда он занял последнее место с 2,31 % голосов. Директор АНО «Институт современного государственного развития», политолог Дмитрий Солонников полагает, что и в этот раз у Владимира Вуколова будет меньше шансов набрать голоса, в отличие от конкурентов из парламентских партий.

В свою очередь, замдиректора института истории и политики, декан факультета прикладной политологии МПГУ Владимир Шаповалов обращает внимание, что несмотря на выдвижение проигравшего в прошлой кампании кандидата, «Партия пенсионеров» демонстрирует завидную активность – их люди прошли на 8 из 14 губернаторских выборов.

«В этом смысле «пенсионеры» сражаются за первенство в непарламентской лиге, посылая достаточно мощный сигнал электорату и элите. В то же время очевидно, что, поставив во главу угла количественный показатель, партия в некотором смысле принесла в жертву качество. Но если задача громко заявить о себе в разных регионах РФ, Вуколов как раз
из числа проверенных кадров, которые есть в данный момент. Да, результат, скорее всего, будет скромным, но на большее пенсионеры, судя по всему, не рассчитывают», – объясняет Шаповалов.

Владимир Султанов («Коммунисты России»)

Другой интересный кейс – противостояние двух коммунистов. Один из них – экс-депутат областной думы IV созыва Владимир Султанов, не сумевший заявить о себе на досрочных выборах в 2017-м.

В этой кампании политик уже успел отметиться жалобой на пост в «ВКонтакте», где говорилось, что его якобы «зарегистрировали в поддержку Антона Алиханова для «растаскивания голосов». При этом глава калининградских «коммунистов» не проявляет особой активности в соцсетях и не стал делать ставку на агитматериалы.

«Интересно посмотреть, как будут играть «Коммунисты России» против КПРФ: от противного, выступая спойлерами и пытаясь перехватить ряд голосов, или у них будет какая-то своя повестка», – отмечает Солонников.

Пикантности добавляет тот факт, что в январе 2014-го Султанова со скандалом исключили из калининградского КПРФ «за попытку раскола Полесской организации партии». Получится ли у опального коммуниста взять своеобразный реванш, сказать трудно. С другой стороны, эти выборы покажут «Коммунистам России», как избиратели отреагируют на конкретного кандидата.

Под красным флагом: 3-е место

Максим Буланов (КПРФ)

В отличие от своего соперника, Максим Буланов потратил на выдвижение почти 1 млн рублей. Сумма небольшая, но ее хватило на создание и распространение агитпродукции. Самые большие траты пришлись на конец июля – начало августа, хотя на странице «ВКонтакте» политик хранит молчание с июня.

Ранее «ФедералПресс» подробно рассказывал о Максиме Буланове и его переезде в Калининград, где он сместил с поста первого секретаря областного КПРФ. Через пару лет Буланов оскандалился, раскрыв подробности уголовного дела замсекретаря местной «Единой России». А на думских выборах 2021-го один из оппозиционных кандидатов жаловался, что левая оппонентка «донесла» на него якобы по личному поручению Буланова.

Дмитрий Солонников обращает внимание, что частные скандалы есть у всех политиков, а попытки «зацепить» соперника по незначительным поводам, как правило, говорят о том, что серьезных проблем у него нет. Да и на решение избирателей эксцессы, как правило, не влияют.

Мягкая оппозиция: 2-е место

Евгений Мишин (ЛДПР)

Проверить это сможет либерал-демократ Евгений Мишин – один из лидеров прошлых губернаторских выборов. В конце июля он потратился на плакат ко Дню ВМФ, который опубликовал у себя в соцсетях и вывесил в Балтийске. И все бы ничего, если бы на баннере с фото политика не красовался нацистский военный корабль «Бисмарк».

Заметив ошибку, Мишин удалил пост и демонтировал баннер, но от продвижения в соцсетях не отказался. Местные паблики рассказывают, как депутат подкармливает бездомных собак и кошек во время рабочих поездок, а сам кандидат делает ставку на избирателей из отдаленных городов. Не реже на его странице можно увидеть посты с упоминанием основателя ЛДПР Владимира Жириновского, без которого в этом году проходит первый электоральный цикл в истории партии.

«ЛДПР везде традиционно отыгрывала бренд Жириновского, и кампания большинства кандидатов строилась по принципу: «Голосуя за них – голосуют за Владимира Вольфовича». Поэтому очень важно – сумеют ли либерал-демократы заявить о себе как о самостоятельных политиках», – говорит Дмитрий Солонников.

Юрий Шитиков («Справедливая Россия – Патриоты – За правду»)

Одним из самых опытных кандидатов можно назвать Юрия Шитикова, экс-министра природных ресурсов и экологии 39-го региона. Он тоже отказался от выпуска печатной продукции и лишь оплатил услуги, в том числе информационного и консультативного характера. В то же время Шитиков регулярно пишет о своей работе в соцсетях и общается с избирателями.

И хотя некоторые комментаторы заявляют, что политику следует «дать дорогу молодым», российскому общественному и политическому деятелю, лидеру общественного движения «ПВО» Николаю Старикову подобная риторика представляется спекулятивной.

«Самое главное – понимание, для чего человек идет во власть. Государственная служба – это служение, и здесь нужно думать об интересах государства. Если человек таким образом мыслит, возраст является уже вторичным признаком», – считает эксперт.

Что же касается громких заявлений, противоречащих линии руководства страны, на предстоящих выборах такого не предвидится даже от оппозиционных кандидатов, уверены политологи.

«Сейчас никто не будет играть на расшатывание ситуации. Партиям нужно показать свою оппозиционность, но при этом не выпасть из тренда, заданного президентом. Поэтому резкое снижение оппозиционности, судя по всему, будет главной новостью всей избирательной кампании», – считает Дмитрий Солонников.

Уверенно и спокойно: 1-е место

Антон Алиханов («Единая Россия»)

Несмотря на преимущество в виде солидного избирательного фона, действующий губернатор потратил на выпуск печатной агитпродукции и отдельные услуги менее четверти запланированных средств. Зато в своем telegram-канале Алиханов начал ненавязчиво напоминать о реализованных проектах и говорить о планах на будущее. Особое внимание он уделяет тому, как решает вопросы, связанные с транзитом в Калининград.

Политолог Владимир Шаповалов считает, что Алиханов не только заслужил добрые слова от жителей области, но и положительно воспринимается представителями федеральной власти.

«Важно и то, что последние пять лет в регионе не было конфликтных ситуаций между политической и бизнес-элитой, а сам Алиханов продемонстрировал эффективный стиль управления. И та ситуация, в которой находится область с учетом устроенного Литвой бойкота, достаточно эффективно решается: губернатор действует уверенно, а принятые им решения вполне соответствуют вызовам», – подчеркнул эксперт.

Дмитрий Солонников отмечает, что действующий губернатор – медийная личность, и все время находится на виду, в отличие от других кандидатов. Помимо личных качеств, Стариков говорит о доверии президента к Антону Алиханову.

Не победить, но потренироваться

А вот небольшие финансовые объемы избирательных фондов большинства кандидатов говорят скорее не о сложной финансовой ситуации, а о том, что выдвинувшие их партии особо не рассчитывают на победу.

Также Дмитрий Солонников предположил, что на этих выборах могут выступать политики, которые используют эту избирательную кампанию как тренировку: попробовать новые силы, оценить уровень поддержки. А ставку будут делать, например, на выборы в законодательные органы власти.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова