Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Юрист о бунте в кемеровском СИЗО: «У заключенных заканчиваются права, как только их заключают под стражу»

Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Сумина
Кемеровская область
23 АВГУСТА, 2022

В следственном изоляторе №1 в столице Кузбасса произошло ЧП. Обвиняемые взяли в заложники троих сотрудников учреждения и несколько часов их удерживали силой. В первые часы после происшествия на место прибыли сотрудники прокуратуры и руководство регионального ГУ ФСИН. Что может грозить арестантам и почему заключенные все чаще выдвигают свои требования, – в материале «ФедералПресс».

Бунт в СИЗО

Минувшей ночью во время планового обхода восемь заключенных одной из камер заблокировали дверь и несколько часов держали в заложниках троих сотрудников учреждения. Арестанты требовали предоставить им сотовую связь и сигареты, а также вызвать на переговоры представителей руководства прокуратуры Кузбасса и регионального управления ФСИН. По информации telegram-канала Baza, обход проводили довольно молодые парень и девушки, старшей из которых 24 года. Как рассказали «ФедералПресс» в пресс-службе регионального ГУ ФСИН, заключенные отбывают наказание по тяжким и особо тяжким статьям: убийство, изнасилование, разбой и насилие.

«В результате инцидента никто травмы не получил: ни заложники, ни те, кто их удерживал. На место выезжали руководитель регионального главного управления ФСИН и общался с ними», – отметил сотрудник ведомства.

Почти сразу удалось освободить 24-летнюю сотрудницу учреждения, а ближе к утру с заключенными получилось договориться, и они дали свободу оставшимся двоим заложникам.
Вскоре следователи возбудили уголовное дело по статье 206 УК РФ («Захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в отношении двух и более лиц»). Она предусматривает наказание до 15 лет лишения свободы. Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин также поручил доложить обо всех обстоятельствах ЧП.

«Ход расследования уголовного дела поставлен на контроль в центральном аппарате ведомства», – говорится в сообщении ведомства.

Причины для бунта – избиения и издевательства

Захват и удержание заложников в СИЗО или в колонии – в диковинку. В главном управлении ФСИН по региону корреспондента «ФедералПресс» заверили, что подобные инциденты сложно припомнить. Однако юрист с опытом более десяти лет Айжан Азенова отмечает, что в Сибири подобные инциденты, хоть и редко, но случаются.

«Все дело в слишком жестком содержании заключенных, постоянных избиениях и издевательствах. Иначе у заключенных нет причин брать кого-либо в заложники. Это был единственный способ решить вопрос», – отмечает юрист.

В подобных случаях в дело вмешивается уполномоченный по правам человека. Корреспондент «ФедералПресс» обратился за комментарием к кузбасскому омбудсмену Зое Волошиной, но на момент выхода материала ответ из ведомства не пришел.

Пыточная система

Следственный изолятор № 1 находится в Заводском районе столицы Кузбасса и является единственным СИЗО в городе. Рассчитано режимное учреждение более чем на 700 арестантов. Неприятные инциденты здесь случались и раньше. Так, в начале июня десятки заключенных объявили голодовку. Как сообщает региональный портал Кузбасса «Открытый город», акция началась после того, как нескольких заключенных избили сотрудники администрации с применением электрошокеров. По одной из версий им не понравилось то, что в одной из камер была занавешена видеокамера. В том же следственном изоляторе находятся фигуранты уголовного дела по страшному пожару в торговом центре «Зимняя вишня» – одному из 5 крупнейших возгораний по России за последние 100 лет.

«У заключенных заканчиваются права человека, как только их заключают под стражу. Случается, что сотрудники СИЗО просто играют с заключенными. Только смерть заключенного может привлечь хоть какое-то внимание к проблеме», – подчеркивает юрист Айжан Азенова.

Заключенные никак не защищены

Инциденты с заключенными случаются и в соседних регионах. К примеру, в «пандемийный» год заключенные устроили бунт и подожгли колонию в Иркутске. Причиной называли жесткость надзирателей. Для решения проблемы тогда пришлось вызывать спецназ.

Другой случай – в омской исправительной колонии №6, где заключенные устроили драку, требуя отпустить людей из изолятора и помещений камерного типа.

Несколько лет назад в СМИ прошла информация, что заключенные кемеровской колонии № 5 пожаловались на сексуальные надругательства со стороны завхоза карантинного отделения, который отбывает наказание за изнасилование несовершеннолетних. Собеседник «ФедералПресс» настаивает – важно усилить наказание для сотрудников следственных изоляторов и тюрем, в частности за превышение полномочий.

«Важно, чтобы у адвоката были права на защиту подсудимого, потому что формально право есть. Ведь по факту, сколько бы адвокаты не пытались защитить заключенных от насилия в тюрьмах, все равно заканчивалось тем, что дело закрывали и не давали ходу таким заявлениям», – резюмировала юрист.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Pravda Komsomolskaya/Russian Look / globallookpress.com