Редакция «ФедералПресс» / Виктор Бодров
Москва
27 СЕНТЯБРЯ, 2022
В России полным ходом разворачивается частичная мобилизация. Согласно существующим планам, на военную службу будут призваны 300 тыс. человек, которым предстоит вести контроль за порядком на освобожденных от националистов территориях Украины. Она породила волну глупейших слухов и опасений по поводу нехватки рабочих и подорожания продуктов питания. В том, каково будет влияние частичной мобилизации на экономику России, разбирался «ФедералПресс».
К сегодняшнему дню стало известно, кого точно не мобилизуют. К ним относятся студенты, родители с тремя и четырьмя детьми, мужчины с беременными женами либо ухаживающих за родными и близкими с 1-й группой инвалидности, осужденные за тяжкие преступления. Также на военную службу не призовут работников оборонных предприятий, сотовых операторов и средств массовой информации, банков и IT-специалистов.
И, наконец, в армию пойдут лишь рядовые и сержанты в возрасте до 35 лет, младшие офицеры до 50 лет и старшие – до 55 лет. При мобилизации будет учитываться наличие у людей необходимых военно-учетных специальностей и боевого опыта.
300 тыс. человек – сравнительно небольшая величина, учитывая значительное число людей, которые ранее уже отслужили в армии или прошли военную подготовку во время учебы в вузах и могут быть призваны на службу. Плюс еще много людей принялись уезжать на дачи или куда подальше – в Казахстан и Кыргызстан (недаром авиабилеты в эти страны подорожали в 10-15 раз) У представителей бизнеса могут возникнуть опасения по поводу нехватки специалистов взамен тех, кого мобилизуют.
«Для экономики 300 тыс. человек – это капля в море. Одних безработных в России около 5,5 млн человек. О каком влиянии на экономику мобилизации объемом в 300 тыс. человек можно говорить? Безработных, которые с удовольствием выйдут на открывшееся временное рабочее место, в 10–15 раз больше», – считает Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «ИВА Партнерс».
Однако с ним полностью согласиться нельзя. Для крупных промышленных компаний уход в армию несколько десятков человек трагедией точно не станет, зато для фермерских хозяйств мобилизация даже пары водителей может оказаться серьезной проблемой – на селе нет лишних людей, там рабочие руки нужны в любое время года. Поэтому в сельскохозяйственных районах может возникнуть (хотя бы теоретически) дефицит водителей и механиков. Да и в городах они востребованы.
Еще до конца неясно, как именно сотрудников оборонки, банков или прессы будут освобождать от мобилизации – работающих на полную ставку или по договору подряда. И может так получиться, что топ-менеджер уйдет служить и заменить его будет вообще некем.
Интересно, что оставшиеся на гражданке могут выиграть от частичной мобилизации. По мнению Артема Тузова, зарплаты могут повыситься, так как вырастет спрос на специалистов со стороны работодателей и одновременно сократится число безработных в стране.
У обывателей же могут появиться страхи по поводу возможного дефицита продуктов питания, бытовой техники, гаджетов или чего угодно: по логике вещей активизация боевых действий может привести к росту производства военной техники и падению выпуска гражданской продукции. Особо пугливые могут рвануть в магазины и закупаться гречкой и макаронами (такое уже было весной 2020 года, когда разразилась пандемия коронавируса), хотя, к счастью, сейчас никаких очередей и пустых полок в торговых сетях не наблюдается.
Как отметил Артем Тузов, производство военной продукции гражданской не мешает. «Все дело в том, что ресурсы, необходимые для выпуска продукции ВПК, производятся в России с избытком и в основном предназначены на экспорт. В результате санкций ресурсы, которые ранее экспортировались, пошли в ВПК», – сообщил он.
Причин для подорожания хлеба или молока он тоже не видит. Более того, он допустил, что кулуарно со всеми торговыми сетями и производителями проведена жесткая работа по недопущению необоснованного роста цен. К тому же падает потребительский спрос, россияне стали экономить деньги и бороться за их кошельки ретейлеры могут исключительно скидками. Не будем забывать о большом урожае зерна и трудностях с его экспортом из-за чего им забиты под завязку элеваторы в ряде регионов.
Слабым местом российской экономики является ее зависимость от импорта. Так, до специальной операции завозилось много лекарств, и теперь их потоки заметно сузились. Причем формально на Западе нашим фармацевтам в закупках медикаментов не отказывают, действуя по принципу: «мол, извините, не можем выполнить ваши заказы». Похожее происходит с поставками гаджетов и запчастей для стиральных машин, холодильников и автомобилей. Впрочем, полной остановки импорта перечисленных категорий товаров не наблюдается.
Скорей уже россиян доставят проблем очередная индексация тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которую перенесли с 1 июля 2023 года на 1 декабря 2022 года. Затраты семьи из трех человек вырастут в среднем на 324 рубля.
Расходы федерального бюджета в ближайшие полгода могут существенно вырасти из-за необходимости увеличения государственного оборонного заказа. В ближайшие три года он будет планово-дефицитным, и правительство уже в оперативном режиме решает вопросы с его наполнением. Здесь возможны лишь четыре варианта: либо повышение налогов на отдельные отрасли экономики, либо рост выпуска государственных облигаций, либо и то, и то, или же расходование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Пока правительство намерено повысить для угольных компаний налог на добычу полезных ископаемых и ввести пошлины на вывоз угля. Тем самым будут увеличены налоговые поступления с угольной отрасли примерно на 30 млрд рублей в год. Также обсуждается установление экспортных пошлин на минеральные удобрения, цены на которые на мировом рынке находятся на высоком уровне, но решение по их введению пока не принято. Еще правительство продолжит политику заимствований, не желая трогать ФНБ и намереваясь удержать дефицит бюджета на сравнительно небольшой величине – в 2023 году он составит 2,9 трлн рублей или 2 % валового внутреннего продукта.
«Бюджет будет планово-дефицитным, как и в большинстве других стан мира. Налоги с бизнеса могут вырасти, хотя это вредно для экономики и вызывает вопросы по эффективности такого решения. Увеличение налогов во время кризиса – это очень спорное решение», – прогнозирует Артем Тузов.
Вхождение же нескольких областей Украины в состав России с одной стороны тоже увеличит расходы федерального бюджета – потребуются значительные средства на восстановление в них разрушенных домов, дорог, комбинатов и заводов, выплаты пенсий и социальных пособий. Директор по стратегии «Финам» Ярослав Кабаков обратил внимание на неоспоримые выгоды от проходящих сейчас референдумов на Украине – Россия после них получит дополнительную рабочую силу и, соответственно, новых налогоплательщиков.
Фото: Maksim Konstantinov / Global Look Press / globallookpress.com