Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Чем обернется потеря Крыма для Южного федерального округа: полуостров-кочевник

Редакция «ФедералПресс» / Андрей Гусий
Республика Крым
5 ОКТЯБРЯ, 2022

Споры вокруг принадлежности Крыма начались и внутри России. Речь идет не о его наличии в составе страны, а о том к какому федеральному округу он будет принадлежать после воссоединения с Херсонской и Запорожской областями, а также Донецкой и Луганской Народными республиками. «ФедералПресс» разобрал конструкцию со стороны экономики, а также политических раскладов на юге России.

Источники «ФедералПресс» подчеркивают, что вхождение новых регионов в состав Южного федерального округа рассматривается в последнюю очередь. Как основа – создание нового административного образования.

«Административным центром нового федерального округа должен стать Симферополь», – заявил заместитель главы военно-гражданской администрации Херсонской области Кирилл Стремоусов.

Основная модель интеграции – создание федерального округа, в который войдут четыре новых субъекта, а также Севастополь и Крым, которые и станут основными регионами. Создание нового полпредства или дробление имеющегося южного приведет к кадровым перестановкам в правительствах.

Источники «ФедералПресс» отмечают, что Краснодарский край и Ростовская область станут основными регионами-донорами кадров для новых органов. Впрочем, это уже происходит, и Кубань стала кузницей кадров, например, главой Совета министров Харьковской области стал бывший вице-губернатор и экс-глава региональной столицы Андрей Алексеенко.

Кадровые решения приведут к тому, что позиции губернаторов, чьи кадры были отобраны для полпредства и высоких управленческих должностей, заметно вырастут аппаратно. При этом позиции полпреда ЮФО и других субъектов снизятся, акцентирует источник «ФедералПресс», говоря о получении Крымом большей самостоятельности.

Меж тем Севастополь и Крым потеряли статус новых территорий России, так как теперь его де-факто получили Херсонская и Запорожская области, Донецкая и Луганская Народные республики. Соответственно, изменятся акценты и по финансированию, очевидно, все внимание будет к новым образованием.

Какая судьба у Севастополя и Крыма

Политолог Андрей Кошик обращает внимание, что и до включения в состав России четырех новых территорий Крым и Севастополь были достаточно самостоятельны во взаимоотношениях с федеральным центром, их включение в ЮФО носило, скорее, формальный характер.

«Даже на фоне того, как южное полпредство выполняет свои функции по отношению к другим субъектам. В отличие от, например, соседнего Северного Кавказа. Глава Крыма Сергей Аксенов и сменявшиеся губернаторы Севастополя напрямую общались с Кремлем, федеральными министерствами и ведомствами, что подчеркивало особый статус регионов полуострова и декларируемое создание здесь «витрины русского мира». Как она создавалась и сколько миллиардов ставшие российскими госслужащими вчерашние украинские чиновники разворовали на этом – вопрос другой», – прокомментировал Андрей Кошик.

По его мнению, вряд ли Крым и Севастополь утратят особый статус, ведь на данный момент, в отличие от остальных новых регионов, на их территории не идет спецоперация.

«А когда наступит мир в Луганске и Херсоне и в каких границах, вряд ли кто-то сегодня сможет ответить. Но финансирование полуострова ожидаемо сократится. Как и остальных субъектов. Бюджеты переводятся на милитаристические рельсы, а санкции и сокращение поставок углеводородов на Запад ведут к его урезыванию. Поэтому россиянам еще предстоит вспомнить эпоху «денег нет, но вы держитесь» как время относительного благополучия», – подытожил Андрей Кошик.

Что будет с финансовыми центрами

Председатель аналитического центра «Акценты» Антон Чаблин не прогнозирует ослабления Южного федерального округа, если говорить об экономической составляющей.

«Экономические связи «материковых» регионов Юга даже исторически значительно прочнее с территориями Кавказа – об этом говорит даже принятое еще в 1963 году экономическое макрорайонирование. «Ядрами» Северо-Кавказского экономического района были Ростовский и Краснодарский транспортные узлы. Они и так остаются на территории ЮФО», – считает Антон Чаблин.

Эксперт напоминает, что до 2016 года и так был Крымский федеральный округ – и его вхождение в состав ЮФО мало изменило и экономические, и политические реалии Юга.

«Обратный процесс так же, думаю, мало что изменит. Куда важнее то, что воссоединение Крыма и Херсонской области в составе одного федерального округа позволит хотя бы частично вернуться к макрорайонированию, когда в составе УССР существовал Южный экономический район. Связи Крыма, Севастополя и южных украинских областей исторически были значительно крепче, нежели Крыма и, скажем, Дона и Кубани», – подытожил Антон Чаблин.

Что будет с полпредствами

Политический обозреватель Андрей Решетов считает, что Крым за прошедшее время смог решить основные проблемы, которые мешали самостоятельному развитию.

«Теперь это, можно смело сказать, самодостаточный регион с адекватным управлением, российскими реалиями. Единственной сложностью остается отношение международной общественности к правовому статусу полуострова, из-за чего туда не заходят крупные инвесторы, которые дали бы толчок региону. Это и становится причиной значительного выделения федеральных средств и сохранения отдельных ФЦП», – считает Андрей Решетов.

По его мнению, включение Крыма в состав нового федерального округа, то это логично, так как они не только территориально связаны, образуя макрорегион, а еще и имеют схожие риски, пути решения проблем. По его мнению, сейчас все новые территории будут переживать то, что проходил полуостров после 2014 года. Он напоминает, что Крым уже был площадкой объединения глав субъектов для обсуждения общих вопросов. Так, главы собирались на «Тавриде» с кураторами внутриполитического блока, они и также продолжат собираться, но уже как в официальной столице федерального округа.

«Очевидно, что сейчас все назначения в новое полпредство, да и вообще на новые территории – это так или иначе согласование с внутриполитическим блоком на уровне федерации. Потому что слишком серьезные задачи, которые можно доверить только своим проверенным надежным лицам. Они будут сейчас под пристальным вниманием, причем не только внутри страны, но и за ее пределами. Интеграционные процессы, на мой взгляд, только нарастают. Собственно, все эти процессы лучше будут курировать именно специалисты из нового полпредства, чем временно мобилизованные российские спецы из Москвы и других прекрасных регионов России», – подытожил Андрей Решетов.

Фото: ФедералПресс / Андрей Решетов